Емкое достижение
Потребители электричества вели себя в 2020 году, можно сказать, разнонаправленно. Население, вопреки прежним тенденциям, нарастило долги на 142,8 млн рублей.
«Мы полагаем, что сыграл роль мораторий, вводимый правительством РФ на ограничение энергоснабжения, начисление и взимание пени с должников – физических лиц», — прокомментировал Валерий Нагорнов.
Но есть и положительная тенденция: предприятия коммунальной отрасли, наоборот, сократили долги на 29 млн рублей к уровню 2019 года, промышленники — на 20 млн, бюджетная сфера — на 80 млн и т. д. Отсюда общий итог года — снижение «дебиторки».
«Это емкое и мощное достижение. Особенно хотел бы отметить сокращение задолженности в сфере ЖКХ — раньше она прирастала из года в год», — сказал руководитель.
Тренд на оздоровление
Тренд на оздоровление отношений в коммунальной отрасли задал губернатор края еще в первый год своей работы, напомнил собеседник. Глава региона так определил задачу: предприятия должны быть готовы к работе к 1 августа, а не тогда, когда ложится снег.
«Мы все лето плотно и комплексно работали с коллегами из минпромэнерго, минстроя и краевого правительства, с главами районов и руководителями предприятий, проводили консультации, искали способы и возможности оплаты потребления. По большинству районов получили хорошие результаты», — продолжил гендиректор.
Проблемные территории еще остались. Среди них — Третьяковский, Змеиногорский и Немецкий национальный районы, в меньшей степени — Первомайский.
Но общая тенденция положительная. «Работаем и с населением. Уже в начале года выслали порядка 20 тыс. уведомлений, в которых предлагаем погасить задолженность», — рассказал Нагорнов.
Собираемость за 100%
Со своей стороны «Алтайэнергосбыт» продолжает развивать особую услугу — берет на себя всю работу по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги, а также печать квитанций за предприятия ЖКХ, заключая с ними агентские договоры.
В основе агентских договоров — простая логика: если помочь поставщику тепла и воды собрать платежи, у него будет больше денег на оплату электроэнергии. Валерий Нагорнов проиллюстрировал это на примере Славгорода, где «Алтайэнергосбыт» взял на себя эту функцию в 2020 году.
«В Славгороде мы отработали первый отопительный сезон. Собираемость на сегодня — 94%. Для отрасли ЖКХ это неплохо, но наша задача — собирать минимум 100%. Наш опыт работы в Павловске, где сбор уже 113% (с учетом долгов предыдущих периодов), показал: это достижимо», — сказал Нагорнов.
Как в крупном городе
Между тем у агентских договоров есть и второй важный плюс: клиенты коммунальных предприятий получают новые возможности. К примеру, в 2020 году специально для них на сайте «Алтайэнергосбыта» был запущен новый онлайн-сервис по оплате услуг по номеру лицевого счета. В период пандемии он оказался особенно востребован. Теперь платеж можно сделать за пару кликов не выходя из дома и в любое время суток — так, как это делают во всех крупных городах.
Инвестиции в развитие
Проекты энергосбережения «под ключ», в том числе по энергосервисным контрактам, — это отдельный и нерегулируемый вид бизнеса, который «Алтайэнергосбыт» развивает более 10 лет. Гарантирующий поставщик вкладывает свои средства в модернизацию освещения в муниципалитетах, в поддержку производственных процессов на крупных промпредприятиях Барнаула, инвестирует в строительную отрасль. Контрагент получает экономию — и за счет нее рассчитывается с инвестором в течение срока окупаемости проекта.
Вслед за Рубцовском и Заринском в 2020 году «Алтайэнергосбыт» обновил освещение в семи сельских населенных пунктах, а в целом в энергосбережение вложил около 95 млн рублей. План на 2021 год — около 200 млн.
Предварительные направления 2021 года уже известны: «роботизированные» котельные, «умные» шкафы для скважин водоснабжения — словом, все, что позволит сделать эффективнее и современнее коммунальное хозяйство Алтайского края и Республики Алтай.
Качество столичное
И все же главная задача гарантирующего поставщика — работа с потребителями электроэнергии. «Алтайэнергосбыт» давно поставил цель — вместе с ними двигаться к цифровому будущему. Пандемия в этом смысле только добавила популярности дистанционному самообслуживанию — а в компании эту потребность уловили.
«Мы полностью обновили биллинговую систему, она стала удобнее, проще, быстрее, лучше. Внедрили систему управления взаимодействием с клиентами, обновили личный кабинет для клиентов – физических лиц — это целый набор опций для потребителей, которые пользуются личным кабинетом», — рассказал Валерий Нагорнов.
Руководитель сам протестировал обновленный личный кабинет потребителя и говорит, что сервис интуитивно понятный для людей самого разного возраста и образования. В том числе для многочисленных сельских абонентов компании.
«Количество пользователей этого онлайн-сервиса увеличилось на 56%. Такого прорыва никогда не было. Единое техническое решение, разработанное группой “Интер РАО”, в которую входит “Алтайэнергосбыт”, реализовано, например, в крупнейшей энергосбытовой компании страны — “Мосэнергосбыте”. Теперь и жители Алтая могут пользоваться сервисами по самым современным стандартам», — рассказал Валерий Нагорнов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале