Потребитель

У нас нет права контролировать рынок

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в Барнауле проходит с большими трудностями. Александр Казаков, председатель комитета по ЖКХ администрации города, отмечает, что органы власти осознают проблемы коммунального сектора, однако реально мало чем могут помочь в их разрешении. Именно об этом г-н Казаков говорил в своем выступлении на "круглом столе", посвященном реализации в Алтайском крае ФЗ-185 "О фонде содействия реформированию ЖКХ", который состоялся 14 мая.

ФЗ-185 – это не панацея от всех бед. Этот закон призван нас стимулировать. Но нужно помнить, что постоянно он работать не будет. Надо быть к этому готовыми. Государство не может постоянно быть донором. Я считаю, что реформа ЖКХ будет развиваться и углубляться. А задача всех ветвей власти – помогать этому. И мы сегодня рады бы были кому-то помочь, подсказать, как нужно действовать. Однако Жилищный кодекс не дает органам власти права как-то поддерживать или просто контролировать этот рынок. Кроме того, некоторые "управленцы" считают, что работают очень грамотно и не согласовывают с нами свои действия.

Например, одна сильная управляющая компания (УК) решила отказаться от услуг "Единого расчетно-кассового центра" (системы "Город"). Все средства граждан теперь будут аккумулироваться на расчетном счете предприятия. Затем УК должна рассчитаться с поставщиками коммунальных услуг. Мы уже раз наступали на эти грабли с муниципальными компаниями. Получив все средства в свои руки, "управленцы" плохо расплачиваются с поставщиками. Ведь свой карман ближе и является более емким.

Другой пример. Чтобы оценивать качество работы управляющих компаний, мы составляем их рейтинг. Однако по закону мы не можем никого заставить в нем участвовать. Действуем только просьбами, предложениями, уговорами. В итоге из сорока с лишним компаний участвовали всего 21-22. Другие просто не считают нужным принимать участие в мониторинге.

Жители часто жалуются на управляющие компании в органы исполнительной и судебной власти, прокуратуру, Госжилинспекцию. Просят защитить их, каким-то образом повоздействовать на УК. Приходят к нам. А что мы можем сделать? Только посоветовать: если вам не нравится ваша УК, нужно в законном порядке расторгать с ней договор. Также советуем создавать ТСЖ, чтобы самим контролировать управление домом. Уже был такой пример – с домом на
ул. Анатолия, 224. Там жители намаялись с разными УК и решили создать ТСЖ.

Конечно, закон № 185 имеет свои несовершенства. Скажем, в нем забыты жители, которые на вполне законных основаниях избрали такую форму, как непосредственное управление своими жилыми домами. Они не имеют право на господдержку. Хотя это такие же барнаульцы и россияне.

Есть и другие проблемы. Скажем, у нас существуют мощные компании – "Свой дом", "Родной Барнаул", "Уют и согласие", "Городская управляющая компания". Однако они пришли на рынок не путем голосования жильцов, а попали на него через конкурсы. В результате жители управляемых ими домов не имели возможности получать средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

На рынке ЖКХ существует еще одна важная проблема. Представим себе управляющую компанию. За время своего существования она успела наработать много долгов. И вот для того чтобы остаться на рынке, ее учредитель регистрирует новую компанию со старым названием, к которому добавлен знак "плюс". А жители платят по квитанциям новой УК и даже не замечают этого. Я считаю, что такие УК пытаются уйти от ответственности, не рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг.

Мы провели три конкурса по отбору управляющих компаний. После первого осталось всего около 100 невостребованных домов, по итогам последнего – более 400 зданий. Управляющие компании, поработав некоторое время, поняли, что обслуживанием домов заниматься невыгодно. Бизнес есть бизнес. Если на рынок ЖКХ пришла частная компания, она прежде всего считает деньги. Это мы ЖЭУ раньше заставляли работать не за страх, а за совесть. Они наработали массу проблем, накопили большую кредиторскую задолженность. Но коммерсанты так не работают. Особенно большие проблемы возникают с ветхими постройками, обслуживание которых требует большого количества средств. От них "управленцы" отказываются. Необходимо разработать некий документ, который бы не позволял бросать подобные дома.

В некоторых районах города УК вообще не хотят работать. Возьмем, к примеру, Затон – забытый Богом и людьми уголок. Там в основном находятся одно- и двухэтажные дома. Содержать их достаточно накладно. Однако ни у кого сегодня не поднимется рука установить жителям Затона плату за текущее содержание жилья в размере 7–8 рублей за кв. метр. А ведь расходы там – 10–15 рублей на кв. метр. Какая бы компания туда ни пришла – частная или муниципальная – без дотаций она не сможет работать. Власть должна оказывать ей поддержку, и такую возможность необходимо предусмотреть законодательно. Сейчас мы нашли УК "Наш дом – Затон". Я молю Всевышнего, чтобы она как можно дольше проработала на рынке, не бросила этот поселок.

В заключение отмечу, что мне, по большому счету, безразлично, какие компании будут управлять домами – част­ные или муниципальные. Главное, чтобы они качественно обслуживали жилищный фонд, чтобы жильцы были довольны.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость