Потребитель

В Алтайском крае рухнула сетевая пирамида, построенная на еде и доверии

Сетевой маркетинг на продуктах питания "Едоша", за один год охвативший весь Алтайский край, провалился. На открытие магазинов "Едоша" собирала деньги с жителей Барнаула, Бийска, Алейска, Горно-Алтайска, Рубцовска и других городов. Горожане тратились и на покупку тысяч дисконтных карт. Взамен стоящие на "верхних уровнях" пирамиды по традиции обещали всем внизу богатство, дружбу и сбывшиеся мечты. Сегодня кому-то остались только карты, менее везучим — долги и визиты к психологу.

Магазин "Едоша" в Барнауле.
Магазин "Едоша" в Барнауле.
Анна Зайкова

Двигателем системы "Едоша" была продажа дисконтных карт по 100 рублей. Их держателям обещали огромные скидки на продукты. Владелец карты получал номер в системе. Люди, которые после его рекомендации покупали другую карту и продукты в магазине, становились его "первым уровнем", с которого он получал прибыль. Каждый раз на создание розничной точки должны были скидываться сами покупатели.

На прошлой неделе стало известно, что магазин "Едоша" в Барнауле с декабря 2014 года не работает. На создание точки собрали 7,3 млн рублей. Почти всю сумму предоставили обычные жители города в разных формах: кто-то оформил заем, кто-то купил акции ЗАО "Едоша Барнаул", а многие просто принесли деньги. Вкладывали суммы от 5 тыс. рублей до полумиллиона. Все были уверены, что эти вложения вернутся "дивидендами". Так им обещали в головном офисе компании в Санкт-Петербурге.

В компании обещали возможность заказа продуктов по интернету и бесплатную доставку. Но алтайские участники системы полгода ездили за покупками в новосибирскую "Едошу".

Дмитрий Чурин,
индивидуальный предприниматель, держатель карты:

Потому магазин там проработал довольно долго — туда ездил весь наш край. Сейчас он тоже закрыт.

Чтобы человек рос в системе, до открытия оффлайн-точки участники "под ним" должны были покупать на 3 тыс. рублей в месяц, после — на 5 тыс. рублей. Рост давал денежные бонусы и статусы: директор, серебряный директор, золотой и т. д. В Алтайском крае было несколько таких: Елена Леонидова (бриллиантовый директор), Павел Барило (золотой), Зоя Грибкова (сапфировый) и другие.

Этих людей вызывали на сцену барнаульского ДК моторостроителей 16 июня, когда в город приехал основатель "Едоши" Владимир Солошенко. Директорам вручали чеки на сотни тысяч рублей. Зрители смотрели на это и вдохновлялись на расширение своих уровней. Такие мероприятия устраивали регулярно во всех городах, где была "Едоша".

Оксана Белкина,
участница системы в Барнауле:

Нам бонусы не заплатили ни разу. Но Елене Леонидовой на встрече в Новосибирске на сцене вручили чек на 1,5 млн рублей, Павлу Барило — на 700 тыс. рублей. У нас есть много фото с того мероприятия.

Солошенко убеждал, что сетевой маркетинг на продуктах питания — уникальный и беспроигрышный вариант MLM (multilevel marketing — многоуровневый маркетинг). И обещал 75 супермаркетов "Едоши" по России к концу 2014 года, а к концу следующего — 60 заводов в регионах. Среди них — мукомольно-крупяной в Алтайском крае.

16 июня в Барнауле прошла презентация "Едоши".

Но открытие магазина в Барнауле в итоге перенеслось с февраля 2014 года на август. Ассортимент в нем был узким, цены — обычными. Уже в июне истек срок возврата зай­ма "Едоше" на 450 тыс. рублей, который предоставил барнаулец Егор Еремин, и он обратился в суд. Как Еремин рассказал, в конце сентября по определению Индустриального районного суда Барнаула оборудование магазина было арестовано. В декабре барнаульская "Едоша" закрылась.

Первые лица компании в Барнауле — гендиректор "Едоша Барнаул" Александр Никитин, Леонидова, Барило и другие — обвиняют во всем головной офис. Он не перевел 7,5 млн на развитие магазина в краевом центре в дополнение к инвестициям горожан, как обещал. Сам Солошенко 21 января разместил на сайте "Едоши" обращение к Владимиру Путину, где просит защитить его компанию от "саботажа" и неких "внешних сил". Его точки закрываются и в других городах страны (летом их было 11).

Александр Никитин,
гендиректор "Едоша Барнаул":

Магазин оказался убыточным, продукты не раскупали. Сложно сказать, почему. Конкуренция. Плюс центральный офис не сдержал своих обещаний. Я в этой ситуации тоже пострадавший — вложил не меньше средств, чем все остальные.

Сейчас через суд Индустриального района Барнаула свои займы "Едоше" пытаются вернуть 10 человек. В арбитражном суде рассматривается множество исков поставщиков к рознице фирмы в разных городах (включая два иска к барнаульскому магазину). Также по заявлениям двух акционеров барнаульскую компанию проверяет ОБЭП. Всего акции "Едоша Барнаул" купили 69 человек.

Как анонимно рассказали несколько человек, отдавших деньги "Едоше", им пришлось обратиться к психологу, так как "компания их очень разочаровала". При этом большинство продолжает считать, что "идея-то была хорошая". Каждого участника звал в систему хороший знакомый.

Екатерина Каратаева,
пенсионерка:

Директора первое время обнимали нас, хвалили. А потом стали говорить: кому не нравится, никого не держим. Меня пригласил Паша Барило. Мой заем в 150 тыс. рублей обещали быстро перевести в акции. Обещали бонусы платить. Мы хорошие коман­ды подписали — я подписала детей, внуков, подруг.

Компания "Едоша" быстро развилась потому, что негласно презентовалась как отличный вариант для бывших участников других сетевых компаний. Опытные сетевики приходили в систему с готовой "командой" под собой — они и получали большую прибыль. Но составить конкуренцию обычным продуктовым ритейлерам они не смогли. К тому же, по сообщению Солошенко на сайте компании, у нее были проблемы с бухгалте­рией и выплатой бонусов. Сейчас Елена Леонидова уже в другой сетевой компании. А Павел Барило предлагает барнаульцам избавление от банковских долгов.

Маркетинговый план "Едоши" (информация с официального сайта компании)

Доходы парт­нера за рекомендации

%, начисляемый от покупок нижестоящего покупателя

Сумма вашего месячного дохода в руб­лях при расчетной закупке покупателем на 5 000 рублей в месяц

Количество человек на каждом уровне

Ваш месячный доход с каждого уровня покупателей в руб­лях

1 уровень покупателей

1

50

3

150

2 уровень

2

100

9

900

3 уровень

3

150

27

4 050

Итого доход за месяц, сумма с трех уровней

5 100

 

 

 

4 уровень

4

200

81

16 200

5 уровень

5

250

243

60 750

Итого доход за месяц, сумма с четвертого и пятого  уровней

76 950

 

 

 

 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость