Владимир Путин,
президент РФ:
Должен сказать, что ситуация там не улучшается. Если год назад 47 процентов граждан страны считали эту тему для себя важнейшей, то в этом году – уже 54 процента. И, уверяю вас, когда люди говорят о том, что эта тема для них является важнейшей, значит, они сталкиваются с проблемами. Согласно опросам, более трети жителей России сталкиваются как раз с проблемами в подаче холодной воды; для 40 процентов многоквартирных домов характерно нарушение горячего водоснабжения; свыше четверти семей отмечают проблемы с подачей электроэнергии – и всё это на фоне постоянно растущих платежей за услуги ЖКХ.
Нам нужны не точечные, сиюминутные решения, латание дыр, а долгосрочные системные решения, нацеленные на то, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по приемлемым и понятным ценам.
Мы бубним, бубним все по поводу повышения качества, а мало что меняется. Но хочу вам сказать, уважаемые коллеги, что если мы не будем этим заниматься, то столкнёмся не с улучшением, а с деградацией. Поэтому я призываю вас самым серьёзным образом к этому отнестись и сегодняшнюю нашу встречу не воспринимать как проходящую.
Комплекс ЖКХ служит людям, оказывает самые востребованные услуги и потому должен находиться под постоянным и полным гражданским контролем, нужно серьёзно повысить публичную открытость отрасли. В этой связи предлагаю поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, будут контролировать работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах Российской Федерации. Подобные предложения от людей поступают чаще и чаще. Я с доверенными лицами встречался, вы знаете, там тоже этот вопрос поднимался, да и вообще, куда ни приедешь, везде только об этом и говорят.
Отдельный вопрос – это формирование тарифов и размеры коммунальных платежей. В прошлом году начали менять регулирование в этой сфере и внедрять механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды. Что получилось? Во-первых, чего хотели добиться: хотели добиться того, чтобы в платёжках указывалось не только, что было потрачено людьми на личное потребление в конкретной квартире, а сколько необходимо заплатить за использование ресурсов на нужды дома – скажем, мытьё полов, подъездов, отопление и так далее. И этот шаг в первую очередь должен был обеспечить прозрачность механизмов формирования тарифов.
Что по факту получилось? Во-первых, начался очень быстрый рост тарифов, причём в отдельных вопиющих случаях – двух- и трёхкратный рост, в том числе из-за чего: из-за переноса на конечного потребителя всех издержек – что такое "конечный потребитель" в данном случае: на граждан. На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. Граждане-то здесь при чём, жильцы-то здесь при чём? Это управляющая компания тогда, органы власти должны искать и исключать такие проявления. Граждане же не могут это взять на себя, а платить должны. И это в условиях, когда ни у управляющей компании, ни у поставщиков нет стимула даже такие потери снижать, а люди, которых обязывают платить за некачественную услугу, просто оказываются загнанными в угол.
Правительству дано поручение по совершенствованию механизма расчётов платежей за услуги ЖКХ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале