Виновным в произошедшем ДТП изначально признали жителя города Бийска, Олега Щербинского, составителя поездов небольшой станции Чемровка.
Олег в тот злополучный день вместе с семьей и друзьями собирался отдыхать на озере Уткуль. Включил сигнал поворота "Тойоты Марино", и тут - удар "Мерседеса" по "Тойоте".
Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России:
Сразу после случившегося ДТП было очень мало информации с подробностями о нем. На автомобильном сайте drom.ru была создана ветка обсуждения этого громкого ДТП. Как только появились схемы с "поворота на Плешково", автомобилисты пришли к выводу, что Олег Щербинский, находившийся в "Тойоте", был невиновен. А водитель "Мерседеса" как раз нарушил правила: ехал без машин сопровождения на огромной скорости, без мигалок и так далее. Мы решили познакомиться с Олегом поближе, узнать подробности ДТП. И, если нужно, предложить ему помощь. Так все и вышло.
После поездки в Бийск, я выложил на ветку drom.ru всю информацию о поездке к Олегу Щербинскому. Всем "дромом" - от Владивостока до Калининграда - было решено помочь простому парню, который оказался в труднейшей ситуации. Мной был открыт счет, на который со всей страны поступали деньги на услуги адвоката. Я постоянно отчитывался о поступающем капитале.
В конце концов, защитить Олега Щербинского, владельца "праворукого" авто - стало делом чести российских автомобилистов.
Когда в суде первой инстанции в Зональном районе (мы туда специально выезжали "группой поддержки") Олегу был вынесен обвинительный приговор… Не знаю что испытал в этот момент Олег - когда на руки надели наручники и вывели из зала суда…
Вот после этого момента вся Россия, многие ее города выступили с акциями протеста на городских улицах. Это впоследствии журналисты назвали митинги в защиту Олега "первой общегражданской российской акцией протеста". Мы тогда не задумывались об этом. Просто все были уверены, что на месте Олега Щербинского мог оказаться любой. И мы сплотили наши ряды.
Тогда Олега Щербинского стали защищать три адвоката: Сергей Шмаков (Барнаул), Андрей Карпов (Москва), Александр Главин (от профсоюза железнодорожников). И на последнем этапе, в Алтайском краевом суде, к защите присоединился Анатолий Кучерена, от Общественной палаты РФ. Также Олега Щербинского поддержали лидеры практически всех партий России. И, конечно, - коллеги Щербинского, железнодорожники. В конце концов, 23 марта 2006 года (накануне состоялась Всероссийская акция протеста) Олегу Щербинскому был вынесен оправдательный приговор.
Олег Щербинский,
составитель поездов станции Чемровка:
7 августа 2005 года никогда не сотрется из памяти. Вспоминаю случившееся, как страшный сон. Мою "Тойоту", как мне ее вернули из краевой прокуратуры, я продал почти сразу. Слишком много страшных воспоминаний. Всегда вспоминаю автомобилистов России, которые меня так поддержали. К сожалению, нет возможности видеть всех - большая Россия. Но со многими созваниваюсь - поздравляю с большими праздниками. Меня тоже поздравляют - с днем железнодорожника.
Мы с женой сейчас, в большей степени, занимаемся воспитанием внуков, детей, конечно. Живем обычной жизнью простых людей. Вот Светлана моя сегодня огурцы солить будет...
Олег Щербинский сейчас ездит на "Хонде ЦРВ". Без лихачества. Впрочем, он и тогда, 7 августа 2005 года, осторожничал - ведь в салоне автомобиля находились дети. И это большое счастье, что в японской иномарке тогда никто не пострадал…
...А на месте гибели экс-губернатора, его охранника и водителя возведена часовня. Где любой проезжающий по М-52 может возложить цветы...
Самое важное - в нашем Telegram-канале