Портал mchsmedia.ru публикует воспоминания спасателей о событиях годичной давности. Как рассказывает Алексей Тулупов, начальник мобильной группы (постоянный состав - 24 человека, 8 единиц техники), тот выезд относился к числу самых масштабных за всю историю существования. По огромному объему работ и сложности ситуации командировку в Крымск можно сравнить, пожалуй, только с лесными пожарами, на тушение которых группа выезжала в 2010-2011 годах в Волгоградскую область.
Команда формировать колонну в Крымск поступила около 12 дня 7 июля. На сборы, как и положено по уставу, ушло 2 часа. Расстояние до Крымска – 1024 км - пожарные машины преодолели за сутки.
Алексей Тулупов,
начальник мобильной группы:
Приехали мы туда около 5 часов вечера. Я доложился в штаб и сразу же получил задание: срочно откачивать воду из частного жилого сектора. Город, конечно, представлял собой удручающую картину: хотя большая вода и сошла, но в низинах её еще было достаточно, как и в подвалах... Кругом разруха, гниющий мусор, трупный запах…
Мы начали работать в тот же день. Как приехали вечером, так и разошлись по точкам. И что порадовало – наша техника нас не подвела. Сколько мы там в воде, в грязи были – почти 3 недели! - машины ни на день не остановились. Работала наша группа, в отличие от многих из других городов, без замены, но никто не ныл и не жаловался, что устал.
В один из дней наши водители Боянков и Тамаев даже потушили пожар: качали на одной из улиц воду из подвала и увидели в окне зарево. Казалось бы, город стоит в воде – откуда огонь? А дело в том, что поскольку в домах не было электричества, люди жгли свечи, пользовались спичками, возможно, использовали для розжига бензин – вот и не справились с ситуацией. А наши машины, которые использовались в Крымске – они были, в основном, водоподающие, с большим диаметром рукавов, предназначенные не для тушения. И все же ребята не растерялись и смогли применить эту технику вполне эффективно. Это, кажется, была улица Адагумская, и пожар был довольно высоко – на третьем этаже.
Сам я тоже работал в составе расчетов по разным адресам, и что хочу сказать: жители, несмотря на шок, естественный после такой трагедии, помогали нам как могли. Особенно важным был вопрос с водой, т.к. пить местную было нельзя – она была заражена. Так вот хорошую воду люди нам все-таки умудрялись откуда-то доставать и приносить.
Надо сказать, что в нашей колонне были только опытные сотрудники, которые выезжают на ЧС не первый год, поэтому работали в Крымске мы очень слаженно, и вскоре астраханцы даже приобрели некую славу – нас буквально "разрывали на части" сразу по нескольким адресам. А я ребятам по приезде установку дал – помогать пострадавшим всем, чем только можно, а не только выполнять служебный долг и откачивать воду. Так и работали.
Наша командировка в Крымск длилась с 7 по 24 июля. Конечно, на такой жаре и при таких нагрузка люди очень вымотались. Но, ничего, нас морально поддерживал флаг ВДВ, который я закрепил на машине нашего расчета. У нас вообще в группе работает много ребят, отслуживших в десанте, есть и бывшие пограничники – так вот с такими людьми работать легко: поставишь им задачу и знаешь, что они её обязательно выполнят. Но хочу сказать, что до 2 августа мы свою задачу в Крымске выполнили и вернулись домой, так что день ВДВ встречали уже в Астрахани.
Второй эшелон астраханцев выехал в Крымск в конце июля. В числе его сотрудников был и командир отделения ПЧ-1 Рамиз Якупов: "Наша задача состояла в непосредственной помощи жителям по восстановлению нормальной жизни в городе", - вспоминает он. - "Лопатами разгребали завалы, очищали дома от ила и грязи. Воды уже не было, но мне было понятно, что тут творилось, судя по перевернутым внедорожникам и Газелям. Вставали мы в 7 утра и уже пол восьмого расходились по точкам. Понятно, что в первую очередь мы помогали одиноким и пожилым людям – выносили мусор, передвигали мебель. Работы было много, но у МЧС сегодня вполне достаточно и техники, и сотрудников, чтобы проводить такие восстановительные работы. НО вот лично для меня было тяжело ежедневно наблюдать слёзы и горе людей, потерявших близких. Мы работали, а жители рассказывали о своих погибших семьях, продолжали искать без вести пропавших и это было по-настоящему больно видеть. Да были в Крымске и психологи, и медики, но люди часто обращаются за сочувствием к спасателям и пожарным, и это тоже часть нашей профессии. Мы не можем просто автоматически выполнять свою работу, от нас всегда ждут и человеческого участия".
Самое важное - в нашем Telegram-канале