Происшествия

Православная церковь может предъявить иск компании "Триера"

Как стало известно "Ваше дело", епископ Барнаульский и Алтайский Максим на прошлой неделе подписал обращение к руководству торговых сетей "Мария-Ра", "Раздолье" и "Тереза" с просьбой отказаться от реализации воды "Горный источник – Крещенский", поставленной бийской корпорацией "Триера". Ранее эта вода была разрекламирована производителем как освященная в праздник Крещения 19 января, а потому "не теряющая своих свойств при многократном ее смешивании и разбавлении". Конкуренты "Триеры" не одобряют такой маркетинговый ход, а представители ритейла не исключают, что могут снять с продажи "Горный источник – Крещенский". Впрочем, в "Триере" утверждают, что вода была разлита "как положено по православному закону".

Из рекламной статьи "Крещенская вода круглый год": "Январь остался позади, длинные очереди в церковь тоже. Что же делать тем, кто не смог запастись в этот день целебной водицей? Можно ждать следующего года, а можно просто отправиться в магазин и приобрести воду "Горный источник". Предприятие "Триера" позаботилось о тех, кому нужна святая вода круглый год. 19 января, в сам праздник Крещения Господня, совершилось Великое освящение воды "Горный источник".

Бутылка такой воды объемом 1,5 литра стоит в рознице 23–26 рублей. Ирина Чумакова, начальник отдела продаж корпорации "Триера", согласна, что цена достаточно высокая, но "продажи воды под этой маркой стабильны". Появление марки "Горный источник – Крещенский" г-жа Чумакова объясняет так: "Наша скважина находится в Горном Алтае. Вода действительно была освящена. Мы приглашали священника из села Майма, потому что наш бийский священник был болен". По словам Ирины Чумаковой, "церковь не противилась нашим планам и вообще не выразила своего недовольства".

У первого лица Русской православной церкви на Алтае совсем иной взгляд на ситуацию. Владыка Максим в своем обращении к руководителям торговых сетей называет произошедшее "кощунством". "Распространение ООО "Триера" воды с явным обманом – это вопиющий случай святотатства. Данная вода никем не освящалась, и вообще подобный способ распространения Святыни совершенно недопустим", – считает владыка Максим.

"Первая рекламная статья вышла 10 января, – рассказал иерей Михаил Бень, благочинный Покровского кафедрального собора. – Отец благочинный Бийского округа иерей Валерий Замятин проинформировал производителя о том, что данное мероприятие проводиться не может в принципе. Ведь в рекламной статье говорится о том, что компания "Триера" приглашала к себе священника для освящения воды. Им было сказано, что наша принципиальная позиция заключается в том, что писать подобные статьи нельзя. Пожалуйста, рекламируйте свою воду, но говорить о том, что она крещенская и освященная, нельзя. Как она может стать святой, если ее никто не освящал?"

Второй рекламный материал был опубликован 28 февраля. "Стало понятно, что производитель так и остался при своем мнении, – говорит Михаил Бень. – Я вновь обратился к владыке с информацией о том, что проблема не разрешилась. Он благословил благочинному церквей города Барнаула составить обращение в торговые сети". В этом документе есть пункт: "В настоящее время рассматривается возможность обращения Барнаульской и Алтайской епархии в суд с целью пресечения данного беззакония".

Опасная позиция

Представители компаний, работающих на одном рынке с "Триерой", выражают недоумение по поводу сделанного ею маркетингового хода. Сергей Бобин, руководитель "Барнаульской водяной компании": "Я знаю, о какой "освященной" продукции идет речь. Пусть это останется на совести производителя. Сомнение у меня вызывает то, что за один день была налита партия, которая продается в течение нескольких месяцев. А теперь предприятие стоит?" Сергей Бобин при этом не скрывает, что его компания также прибегала к услугам церкви: "Когда мы пробурили скважину, то исходя из своих внутренних убеждений пригласили священнослужителя, чтобы он ее освятил. Но мы не трубим об этом ради получения каких-то дивидендов и уж тем более – дополнительного заработка".

Начальник отдела маркетинга компании "Ледь" Мария Чалпан: "В своей маркетинговой политике мы не используем "сомнительных" ходов. Стараемся избегать в визуальных образах или информации обращения к сугубо личностным сферам наших потребителей – нравственной, религиозной или сексуальной. Мы также избегаем информации или технологий, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно нашей продукции". По мнению г-жи Чалпан, ход "Триеры" "был рассчитан именно на несведущих потребителей. Со своей стороны, могу заметить, что пользоваться неведением потребителя в корыстных целях – это позиция, опасная для любой компании".

"Если учитывать, что храмы у нас посещает 2% населения, то 98% могут оказаться подвластны этому маркетинговому ходу, – считает иерей Михаил Бень. – Связывая с церковной тематикой название своей продукции, люди хотят, чтобы к ней повысилось доверие и вырос спрос. Все эти ходы ничего под собой не имеют, кроме материальной выгоды того или иного предприятия. Можно только с сочувствием относиться к тем людям, которые пытаются в условиях современного положения в России нажиться на чувствах верующих людей".

"Против церкви не пойдем"

Обращение владыки Максима должно поступить к руководителям торговых сетей в ближайшие дни. Иерей Михаил Бень опасается, что "к сожалению, ничего не изменится". "Сегодня мало кто осознает, что его действия оскорбляют чувства верующих и являются аморальными, – считает он. – Грубо говоря, рубль, чувство наживы и сребролюбия побеждают все. Если бы компания, которая занимается разливом этой воды, была некорыстолюбива, ничего подобного бы не зарождалось. У маркетологов других производителей возникали похожие мысли. Ранее ко мне обращались две или три компании. Я им популярно объяснял, что это недопустимо, что это грех пред Богом и людьми".

Однако, судя по предварительным комментариям представителей розничных сетей, опасения Михаила Беня по поводу эффекта от обращения владыки к ритейлерам могут оказаться напрасными. В сетях "Раздолье" и "Тереза" подтвердили, что могут отказаться от продаж воды "Горный источник – Крещенский".

Так, Наталья Туркина, аналитик компании "Тереза", уточнила, что поставка данной воды была разовой. "Это продукт, который не будет постоянно присутствовать в сети. Не может же производитель запастись крещенской водой на год, – сказала г-жа Туркина. – Пока нам никаких претензий со стороны церкви не поступало. Я слышу об обозначенной проблеме впервые. Но против церкви мы не пойдем однозначно".

Владимир Шпенглер, директор розничной сети "Раздолье": "У нас представлена марка "Горный источник", но на том, что она крещенская, мы не акцентировали внимания". Он сомневается в том, что за один день можно было разлить годовую партию воды. "Компания не может сделать таких запасов, чтобы продавать воду, разлитую 19 января, весь год. Партия от этого числа должна продаться через неделю", – сказал г-н Шпенглер, уточнив, что в вопросе коммерческого использования крещенской воды поддерживает позицию церкви. "Не думаю, что стоило на этом строить коммерческое предложение. Мы готовы отказаться от продаж, если выяснится, что крещенская вода разлита не 19 января", – резюмировал Владимир Шпенглер.

По данным Ирины Чумаковой, на складах корпорации "Триера" еще хранятся остатки воды, разлитой 19 января.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость