На прошлой неделе в суде закончились прения сторон, гособвинитель, адвокат и представитель потерпевшей стороны выступили с заключительными репликами, а 25 ноября Ключников выступил с последним словом обвиняемого.Гособвинитель в своем заключительном слове поставил под сомнение соответствие действительности показаний свидетелей защиты: например, происхождение ряда документов, в том числе экспертных заключений, ксерокопии которых были представлены в суде. Экспертизы, которые устанавливали ущерб лесной отрасли, проводились в соответствии с требованиями законодательства, - также подчеркнула представитель гособвинения.
Представитель потерпевшей стороны Алексей Грибков обратил внимание суда на то, что оценка нанесенного природе ущерба проводилась по единственно возможной методике. Кроме того, он отметил, что действия Ключникова как лица, занимавшего госдолжность, должны были быть квалифицированы по ч.2 ст.286 УК РФ, предполагающей в случае обвинительного приговора более суровое наказание.
Алексей Грибков,
председатель Геблеровского экологического общества:
Что касается данных об объемах вырубок ООО "Бирч", которые подсудимый и защита считают недостоверными, - то коммерческая компания не могла сознательно подавать отчеты с заведомо завышенными объемами вырубки — это было бы, по меньшей мере, странно и лишено смысла, это означало бы, что "Бирч" действовал себе в ущерб и получил меньше прибыли, чем было официально показано.
Что касается оценки ущерба, то есть единственная утвержденная Минприроды методика, которая позволяет оценивать ущерб.
Комплексная экологическая экспертиза показала, что действительно не все рубки были не сплошными, часть из них были выборочными. Но при выборочных рубках в первую очередь должны вырубаться перестойные и больные деревья, поврежденные, т.е. "худшие", а реально вырубалась древесина, которая представляет коммерческую ценность, то есть лучшего качества. Это приисковые рубки, называть их выборочными в соответствии с законом нельзя.
Была вырублена лучшая древесина и осталась худшая. То есть с точки зрения воздействия на лес такие "выборочные" рубки ничуть не лучше сплошных. По оценкам экспертов, вырубались и другие участки, которые не должны были вообще подвергаться рубкам.
К тому же изъятие пихты из насаждений в заказнике оказало серьезное отрицательное воздействие на экосистему заказника, целью которого является как раз сохранение пихтовых насаждений как основного компонента черневой тайги.
Адвокат Ключникова заявил, что материальные претензии стороны обвинения непосильны для подсудимого "как и для большей части жителей края", и отстаивал подлинность документов, используемых защитой. Он также заявил, что площади рубок четко не определены экспертизами и методики оценки ущерба вызывают у него сомнения, - и этого недостаточно для того, чтобы точно установить сумму ущерба.
Последнее слово Михаила Ключникова:
Насаждения — это живой организм. В возрасте 50-60 лет у деревьев проявляются наивысшие показатели экологичности, больше идет испарение, поглощение углекислого газа и так далее.
Под такими насаждениями наиболее полно формируются растительный покров, почвы, микроорганизмы и животный мир. Сформировать такой идеальный лес можно только рубками. Или начинаются пожары, вредители, болезни, уничтожается все и начинается длительный процесс восстановления лесного участка.Что собой представляет заказник на сегодняшний день? Это спелые, перестойные осинники и березняки с вкраплениями пихты. Если перевести на человеческий возраст, - это 70-летние старики. Общество стариков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можно не рубить, - и сегодня там и не рубят, - но насаждения эти достигли возраста естественной спелости, то есть "естественной смерти", которая придет через 10-15 лет, придет уссурийский полиграф, который ежегодно уничтожает тысячи деревьев, туда не придет экономика, не придет арендатор, все больше территорий будет охвачено вредителем, а он поедает и молодые сильные деревья. И в лучшем случае через 10 лет само все упадет. Я не думаю, что защищая интересы граждан, Алексей Грибков и прокуратура хотели бы, чтобы из окна их дома были такие пейзажи, создавать кучи материала для лесных пожаров, которые приведут к уничтожению экосистемы.
Я был государственным гражданским служащим и всегда добросовестно выполнял свой долг перед обществом и государством, перед лесами, если хотите. Я поступал правильно, как грамотный — наиболее грамотный из всех участников этого процесса специалист. Я себя виновным не вижу, я считаю, что я правильно поступал, и дай бог, чтобы таких руководителей, которые вот так поступают, у нас в стране было побольше.
Полную версию выступления Михаила Ключникова можно прочитать в газете "Ваше дело" 2 декабря.
Напомним, Михаил Ключников первоначально обвинялся по трем эпизодам ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Ущерб природе и бюджету края был оценен почти в 64 млн рублей. Рассмотрение дела началось в марте 2013 года.
По данным следствия, Ключников инициировал проведение аукционов по продаже права заготовки древесины на территории Залесовского заказника, по итогам которых ООО "Бирч" заключило с управлением лесами договор аренды на 49 лет, и вырубила более 10 тысяч кубометров леса на территории заказника. Кроме того, начальника управления лесами обвиняли в том, что он использовал вертолет "Авиалесоохраны "Алтай" в личных интересах (для вылета на охоту.), а также для того, чтобы решить вопрос о предоставлении кредита.
В сентябре представитель краевого управления лесами (т.е. потерпевшей стороны), обратилась к суду с ходатайством о примирении ведомства с Михаилом Ключниковым, т.к. он, по данным ведомства, возместил ущерб по эпизодам, связанным с полетами на вертолетах. Суд удовлетворил ходатайство.
В настоящий момент г-н Ключников — президент Союза организаций лесной отрасли Алтайского края "Алтайлес", носит звание заслуженного лесовода РФ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале