Как отмечали 13 марта эксперты штаба Росатома по мониторингу ситуации на АЭС Японии, власти оказались готовы к повторению событий, поэтому решение о стравливании радиоактивного пара в атмосферу было принято намного быстрее. Первоначально персонал третьего энергоблока пытался запустить систему охлаждения по штатной схеме, т.е. со специально предназначенной для этого водой. Но, поскольку попытка не удалась, было принято решение заливать корпус реактора морской водой. За это время уровень воды в активной зоне опустился ниже уровня тепловыделяющих сборок, что привело к перегреву топлива, парациркониевой реакции и, как следствие, выделению водорода. Об этом сообщается на сайте Росатома.
Однако, объемы выделившегося водорода, судя по всему, были оценены не точно. Это связано, в частности, с тем, что приборы контроля в корпусе реактора третьего энергоблока считались исправными, от их показаний по уровню воды в активной зоне и были сделаны выводы об объемах водорода (сообщалось, что уровень воды снизился относительно верхней части тепловыделяющих сборок на 120 см).
Вместе с тем, при подаче морской воды в корпус реактора, приборы не зафиксировали повышения уровня воды, что свидетельствовало об их неисправности уже какое-то время. Таким образом, оценки продолжительности образования водорода, т.е. того времени, в течение которого были оголены верхние части тепловыделяющих сборок, были сделаны не точно. Накопившийся водород, в больших, чем предполагалось, объемах, привел к взрыву в пространстве между защитным контайментом реактора и окружающими строительными конструкциями, так же как и на первом энергоблоке АЭС "Фукусима-1".
Эксперты штаба фиксируют крайнюю недостаточность и нерегулярность поступающей информации, в том числе, по международному каналу ситуационно-кризисного центра МАГАТЭ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале