Попались на удочку
Звонят неизвестные владельцам косметических салонов, магазинов, гостиниц: тем у кого должен быть "уголок потребителя" — стенд с информацией о предпринимателе, книгой отзывов и т.п.
Звонящие объясняют, что они, якобы, из центра по защите прав предпринимателей при Роспотребнадзоре, будут проводить проверку. Они уверяют, что сейчас изменились требования к "уголку потребителей" — в нем нужно разместить новые материалы. "Если их не будет, вам выпишут штраф. Наш курьер готов вам эти документы доставить. 2-3 тыс. рублей - и штрафа не будет", — заявляют неизвестные.
Предприниматели народ не самый доверчивый, но, по данным АСП, кое-кто на эту удочку все же попался и заплатил.
Расчет наличными
Член правления АСП Людмила Замышляева говорит, что ее коллега-предприниматель попытался выяснить у звонящих, из какой они организации и какое имеют отношение к Роспотребнадзору. "Организация общественная", — ответили ему. "Какое же вы имеет право составлять акты"? — "Мы их передаем в Роспотребнадзор".
Вопрос, почему организация вообще проводит проверку, ведь для малого бизнеса установлены надзорные каникулы до 2018 года, поставил контактное лицо в тупик. А когда предприниматель узнал от него ОГРН организации, оказалось, это Межрегиональный центр защиты прав потребителей "Содействие", зарегистрированный в Краснодаре. Вполне себе интересная организация.
Altapress.ru тоже позвонил по номеру телефона и выяснил дополнительные детали. "Мы предоставляем документы, но только тем предпринимателям, у которых за последние полгода нет правонарушений", — пояснила дама на том конце провода. Женщина настаивала, что предоставит документы "государственного образца". Курьер в течение дня их привезет, расчет наличными.
Это развод
Мы поинтересовались у контактного лица, какие изменения в законах произошли? Собеседница ответила охотно. Но несколько путано.
Евгения Владимировна
(или человек, который им представился):
Закон о защите прав потребителя. Ну, это не новый. Они на 2017 год уже вышли. Затем правила торговли и оказания услуг - брошюра гособразца на 2017 год. Административные правонарушения в области предпринимательства. Тоже самостоятельная брошюра гособразца вышла. Федеральные два закона - №181 (о защите прав инвалидов) и №294.
Надо сказать, что никаких новых требований к уголку потребителей в 2017 году не появилось, судя по обзору, сделанному правовой базой "Консультант плюс". Изменения в закон "О социальной защите инвалидов в РФ" (это правильное название федерального закона №181), которые вступили в силу, к правам потребителей отношения не имеют. Как и новшества в законе №294. В общем, по-моему, очевидно: людей разводят на деньги.
Называют мошенниками
А теперь — о той организации, которая называет себя Межрегиональным центром защиты прав потребителей. О том, что люди от имени этого центра приходят к предпринимателям, составляют акты, предлагают "решить вопрос" на месте или взять штраф за нарушение, мы нашли упоминания еще в 2013 году.
В 2014 году в Москве граждане, заявлявшие, что представляют эту организацию, стали фигурантами уголовного дела. Литературу они не предлагали. Но выявили в ресторане недовес, пришли к директору и потребовали заплатить 5 тыс. рублей.
А в 2016 году сайт государственного Центра гигиены и эпидемиологии Вологодской области описал буквально нашу историю: звонки в магазины, салоны красоты и на автомойки и предложения купить литературу с пояснениями, что только это позволит избежать штрафа. Но произошла эта история, понятно, в Вологде.
В Вологодской области предупреждали: это мошенничество. По телефону никаких уведомлений о проверках быть не может. Предложения о покупке литературы неправомочные. При возникновении похожей ситуации постарайтесь узнать, что это за служба защиты прав потребителей, где она находится, после чего обращайтесь с заявлением в полицию. Правда, специалисты учреждения признали: привлечь этих товарищей к уголовной ответственности будет весьма затруднительно.
Имеют ли барнаульские отношение к этому центру или нет? Мы не знаем. Как бы то ни было, на сайте барнаульской мэрии еще 10 марта было сообщение, в котором этих граждан открыто называют злоумышленниками и рекомендуют о подобных телефонных звонках незамедлительно информировать полицию и Роспотребнадзор.
Справка
Плановые проверки малого бизнеса не проводятся до 2018 года. А вот правила внеплановых проверок, которые проводят по жалобам, изменились: 7 декабря 2016 года Роспотребнадзор их опубликовал. И с 1 января 2017 года Роспотребнадзор проводит их при условии, что гражданин предварительно обратился с претензией непосредственно к изготовителю или продавцу и тот ему не ответил или не удовлетворил его требования.
Самое важное - в нашем Telegram-канале