— Александр Анатольевич, много уже сказано о сложном для экономики 2009 годе. Как его пережила строительная отрасль края? Как в ней проявлялись кризисные моменты?
— Мы не отдельно взятый регион, поэтому процессы, происходящие в мировой и российской экономике, не могли не сказаться на нас. По сравнению с 2008 годом в стройиндустрии Алтайского края снизились объемы инвестиций, строительно-монтажных работ. На 30% уменьшились объемы производства строительных материалов, причем производство нерудных стройматериалов сократилось на 47%.
Подобные процессы характерны и для страны, и для других сибирских регионов. Единственное наше отличие в том, что мы сохранили объем ввода жилья и даже показали небольшой рост. Первоначально мы планировали выйти на уровень 2008 года, но благодаря действию 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", по которому происходило переселение из ветхого и аварийного жилья, нам удалось эти цифры подтянуть до 103,5% по отношению к 2008 году. В то же время темпы прироста, если сравнивать с предыдущими периодами, серьезно сократились.
Несмотря на негативные моменты, нам удалось сохранить потенциал отрасли, кадры и основные организации. Хотя случаи банкротства были. Но на тех же КЖБИ-1, Новоалтайском заводе ЖБИ сейчас проходят процедуры наблюдения, подписаны соглашения с кредиторами. Мы уже можем сказать, что процедура оздоровления на данных предприятиях возможна.
Сложную ситуацию переживают и застройщики. После бурного роста на жилищном и коммерческом рынке у них резко сократилось число заказов на новые объекты. Количество проектов, проходящих экспертизу, снизилось в два раза, выдача разрешений на строительство — в 2,7 раза. Это показатель того, что идет снижение темпов и объемов строительства.
— Какой эффект дали антикризисные меры, проводимы краевыми органами власти для стимуляции работы строительной отрасли?
— Прежде всего отмечу программу поддержки организаций по снижению безработицы. Помощь была оказана 89 предприятиям строительного комплекса — им было выделено более 55 млн. рублей. Они пошли на переобучение, создание новых рабочих мест.
Помимо этого, за счет средств краевого бюджета в виде субсидированной процентной ставки профинансированы 10 инвестпроектов на общую сумму 46 млн. рублей.
Огромную поддержку строители получили за счет программы переселения из ветхого и аварийного жилья, о которой я уже упоминал. На это было выделено более 900 млн. рублей. Она реализовывалась в Бийске, Барнауле и нескольких сельских районах. Все квартиры были куплены на первичном рынке, что немного сняло напряженность.
— Как проявил себя механизм предоставления финансовых гарантий предприятиям строительного комплекса?
— К сожалению, он не сработал — ни одно предприятие не смогло воспользоваться фингарантиями. Причина, видимо, в том, что были поставлены достаточно жесткие условия для компаний. У нас есть предложения по совершенствованию механизма. Но многое зависит от наполнения краевого бюджета. Если первое полугодие будет складываться нормально, возможно, будут внесены изменения и в адресную инвестиционную программу, и в целом в планы поддержки строительства.
— Можно ли сказать, что острая фаза кризиса для строителей уже пройдена?
— Конечно, кризис не кончился. Это подтверждают данные о темпах ввода жилья за первый квартал. В январе – марте 2010 года ввод жилья сократился на 10,8%. Но здесь повлияли и погодные условия. Вы знаете, что при температуре ниже 30 градусов строители не проводят наружные строительно-монтажные работы. Это тоже сказалось и на строителях, и по цепочке на остальных предприятиях индустрии. Но надеюсь, что в течение года отрасль наверстает упущенное.
Роста в этом году, скорее всего, не будет, но хотя бы на уровень прошлого года мы должны выйти. Мы по инерции сохранили объем незавершенного производства, поэтому в этом году продолжаем вводить объекты. Однако если в этом году не начнем строить ничего нового, если не примем серьезных мер в отношении строительства инженерной инфраструктуры, то проблемным станет следующий, 2011 год. Но федеральный центр и край эти вопросы понимают. В правительстве рассматривается программа "Жилище" до 2015 года. Если по ней будет оказана финансовая помощь муниципальным образованиям, то стройка снова пойдет опережающими темпами.
Важно, что оживает кредитование застройщиков. В период кризиса почти всем банкам была дана инструкция не кредитовать строительную отрасль как особенно рискованную отрасль. Только Алтайсбербанк не отказался от своих обязательств — если бы не он, то ситуация в отрасли была бы хуже. Сейчас и другие банки поворачиваются лицом к строителям — они видят, что нормализация ситуации в отрасли не за горами.
Внушает надежду и то, что пошли подвижки по ипотеке: ставки и первоначальный взнос снижаются. Это потихоньку оживляет рынок. В целом экономика начинает оживать, а это значит, что будут коммерческие и торговые объекты строиться. То есть мы надеемся, что к концу года должны быть подвижки в сторону увеличения объемов строительно-монтажных работ. Соответственно, начнет развиваться промышленность стройматериалов.
— В прошедшем году были и позитивные результаты. Сред них — улучшение коэффициента доступности жилья (с 5,35 до 4,99). Насколько данный индикатор отражает реальное положение дел?
— Конечно, статистика — вещь своеобразная. С одной стороны, жилье действительно стало доступнее, чем в 2007 и 2008 годах. Имеется в виду соотношение средней цены квадратного метра общей площади к доходам среднестатистической семьи.
Но по логике, если жилье стало доступнее, то его должны больше покупать. А этого не происходит. Потому что еще существует угроза увольнений, нет ощущения стабильности. Когда человек понимает, что у него есть стабильная работа, зарплата, он может делать долгосрочные покупки, — он будет идти на рынок и приобретать жилье.
Спрос тормозит еще и то, что люди ждут, когда цена на жилье упадет еще. Но ниже не будет. На рынке уже предельная цена — снижать ее и работать себе в убыток никто не станет. Стоимость первичного жилья теперь может только подниматься, потому что стройматериалы уже не дешевеют, а затраты на энергоносители растут.
Хотя, если бюджет возьмет на себя часть затрат по инфраструктуре, снижение цены возможно. Сегодня 10–12% стоимости квадратного метра — это затраты на инфраструктуру.
— Хотелось бы услышать ваше мнение о ключевой теме года — переходе отрасли к саморегулированию. Механизм действует всего несколько месяцев, но некоторые компании уже находят лазейки для его обхода. Какие вы видите пути решения этой проблемы?
— В том, что отрасли необходимо саморегулирование, сомнений нет. Государство, выдавая лицензии, контролировало процесс, но никакой ответственности не несло. То, что ответственность за здания теперь лежит на самих строителях, — это правильно. СРО будут наводить в отрасли порядок.
Но, как это всегда бывает, процесс внедрения нового механизма сопровождается некоторыми негативными моментами. В это включились люди, которые хотят заработать деньги. Это не строительные, а чисто коммерческие организации. Регистрируют СРО, собирают деньги и выдают максимальное количество допусков. В основном такие компании сосредоточены в Москве и Петербурге. Некоторые алтайские организации пошли туда.
Мы всем говорим: тех, кто хочет работать здесь нормально, мы хотели бы видеть в алтайских саморегулируемых организациях, чтобы все было прозрачно. Не хотят — это их право. Но могу сказать, что практически все организации, которые занимаются многоэтажным строительством, входят в алтайские СРО.
В целом это проблемы роста и со временем порядок будет наведен. Как любой новый механизм, он должен пройти обкатку. Назад пути нет.
— Ваши прогнозы по развитию отрасли на 2010 год? C какими основными проблемами придется столкнуться?
— Главная проблема — сохранить объемы ввода жилья. К концу года ситуация должна выправиться. Предпосылки для этого есть. Так, на Алтае серьезно развито малоэтажное домостроение. Есть земля, на которой можно строить и малоэтажку, и многоквартирные дома — надо только решить вопрос с инфраструктурой. Муниципалитеты уже занимаются проектной документацией.
Главное, что в стройиндустрии сохранилась база — нам есть от чего отталкиваться. Несмотря на кризис, в индустрии сохранились основные предприятия, их коллективы. За 2006–2008 годы мы сделали достаточно вливаний в перевооружение предприятий стройиндустрии. Эта обновленная база даст нам возможность выполнять те объемы, которые мы наметили.
— Как в связи с кризисом пришлось корректировать планы по крупным инвестпроектам? В частности, интересует ситуация с реализацией проекта комплексной жилой застройки правого берега Оби с бизнес-центром и рекреационной зоной, по которому было заключено соглашение с компанией "РОСТ-ритейл"?
— Соглашение было рамочным. Оно подписывалось на стадии роста инвестиций. Однако в связи с ухудшением экономической ситуации инициаторам пришлось приостановить или перенести на более поздние сроки реализацию ряда крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие стройиндустрии края.
Это коснулась не только инвестиций в застройку правого берега. Например, начало строительство высокотехнологичного завода по производству цемента (инициатор — "Алтайкоксохимстрой") перенесено на 2011 год. Также пришлось отодвинуть сроки реализации инвестиционного проекта по модернизации предприятия "Цемент" в Голухе.
Но все инветспроекты, в том числе застройка правого берега Оби, остаются актуальными. Они возобновятся, когда произойдут позитивные сдвиги в экономике и начнет расти рынок.
Самое важное - в нашем Telegram-канале