Предпринимателям было предложено освободить помещения в течение нескольких часов. Они оценивают размер прогнозируемой упущенной выгоды в сотни тысяч рублей. Некоторые из арендаторов намерены подавать в суд на возмещение убытков на «Стольный град». В самой компании также негативно оценивают ситуацию и заявляют о собственных потерях. «Мне непонятно, как можно было в такое супертяжелое время принимать такое супернеправильное решение», — говорит руководитель компании-собственника Георгий Лопатин.
О неблагополучном противопожарном состоянии Дома быта было известно давно. Та же пожарная служба не раз проводила здесь проверки и выносила свои предписания собственникам об устранении недостатков. Была осуществлена такая проверка и в прошлом году, по итогам которой выявили около 20 нарушений. Суть их сводится, например, к тому, что перегородки между помещениями и в коридорах обиты пожароопасной ДСП, не все офисы оснащены пожарной сигнализацией и прочее. По словам Георгия Лопатина, устранять неполадки «Стольный град» начал сразу: «Арендаторы многие годы сидели здесь как на пороховой бочке. Мы начали работать в этом направлении. К началу этого года число нарушений было сокращено вдвое».
Его слова подтверждают и арендаторы. По словам Сергея Ясонова, директора «Регионального таможенного центра», «Стольный град» в последнее время активно вел работу по обеспечению противопожарной безопасности. «Мы на этом месте девять лет, — рассказывает оператор склада компании „Арго“ Елена Калинычева. — И это первая администрация, которая начала реально что-то делать в Доме быта. До этого тут все было запущено».
Пожарных эти доводы не убедили. В январе они провели еще одну проверку, по итогам которой были зафиксированы оставшиеся нарушения. «Еще в начале февраля нам говорили, что мы можем продолжать работать спокойно, что у нас есть время до конца года на устранение нарушений. Однако через неделю после этого пожарная служба подала иск в суд», — рассказывает Георгий Лопатин. Более неподходящего времени для этого, по мнению директора «Стольного града», подобрать было сложно. По его словам, многие из арендаторов сегодня находятся в кризисном или предкризисном состоянии. Евгений Зайцев, гендиректор компании «Правовая поддержка», сам некогда бывший арендатором Дома быта, считает, что суд учитывал этот факт: «Полагаю, что, вынося постановление о „выдворении на улицу“ такого количества предпринимателей, а по сути, лишении их всех работы, суд взвесил и просчитал все социальные последствия такого неординарного судебного вердикта».
И собственник, и арендаторы в Доме быта были возмущены действиями судебных приставов. Наибольший протест вызвало не столько довольно жесткое обращение, сколько закрытие лифтов, включая грузовой. Для ряда компаний освобождение помещений в этих условиях представлялось крайне затруднительным. По словам директора компании «Росхолод» Галины Ивановой, спустить с пятого этажа торговое и холодильное оборудование невозможно. Кроме того, произошел скандал между приставами и хозяйкой ателье «Березка», которая является не арендатором, а собственником занимаемого помещения, она предъявила документы, подтверждающие, что к ней пожарные претензий не имеют. Эффекта это не возымело. Теперь по закону она может обжаловать действия приставов в течение 10 дней.
Своеобразный ответ от службы приставов поступил 18 марта в виде пресс-релиза на тему приостановки работы (по тем же — «пожарным» — причинам) 34 социальных объектов в крае. В документе, в частности, говорится: «Именно устранением обнаруженных нарушений надлежит заниматься ответственным лицам, а не сваливать вину на уполномоченные органы и судебных приставов, создавая тем самым негативный общественный резонанс и как следствие поверхностное, неуважительное отношение к закону».
Вместе с тем главным ответчиком за происходящее перед арендаторами рискует стать «Стольный град». Поскольку решение суда было вынесено в отношении именно этой компании, то и спрос за упущенную выгоду будет с нее. Ряд предпринимателей сомневаются в том, что возместить что-либо удастся. По словам Сергея Ясонова, судебная система такова, что «взыскать убытки будет весьма проблематично». Однако есть и те, кто придерживается обратной точки зрения. Один из арендаторов на условии анонимности пояснил: «У меня здесь две фирмы, ежедневный оборот каждой — 50−70 тыс. рублей. Посчитайте убытки. Я буду подавать на «Стольный град» в суд. Я уже посоветовался с адвокатом, он сказал, что шансы выиграть — 95%". Право поступить так обозначает и прокуратура края, в заявлении которой говорится, что арендаторы могут в судебном порядке взыскивать убытки с компании-собственника.
Юридический центр «Де-Конс» пояснил газете «Ваше дело», какие возможные варианты действий могут предпринять пострадавшие в этой ситуации. Первый. Арендатор вправе предъявить требование о нарушении ст. 612 ГК РФ — о предоставлении имущества с недостатками, препятствующими пользованию им, и взыскать убытки. В качестве упущенной выгоды в данном случае можно требовать возмещения доходов, которые получил бы предприниматель при нормальной работе здания. Размер убытка определяется на основании бухгалтерской документации.
Второй вариант — это досрочное расторжение договора на основании п. 4 ст. 620 ГК РФ и возмещение убытков, которые могут быть связаны с невозможностью в короткие сроки приобрести помещение для дальнейшей работы. Также размер взыскания может представлять собой разницу в арендной плате между прежними и новыми ставками. Досрочное расторжение договора не исключает возможности возместить убытки, указанные выше.
Георгий Лопатин к перспективе стать «главным виноватым» относится, конечно, отрицательно. «Я не могу сказать людям: «Не делайте этого», — говорит он. Ситуация для «Стольного града» усугубляется тем, что и сама компания в связи с простоем здания будет нести серьезные убытки. «Я могу сказать, что речь пойдет о миллионах, более точный порядок цифр я пока назвать не готов», — пояснил г-н Лопатин.
Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!