Олег Рыжов,
гендиректор Ross Group:
Если оценивать рынок торговой недвижимости Барнаула с учетом заявленных к открытию в ближайшие год-два проектов, то налицо перенасыщенность региона качественными торговыми площадями. По моим оценкам, после введение нового объекта на месте БАМЗа, показатель насыщенности торговыми площадями станет одним из самых высоких в России. В то время как доходы населения существенно упали.
Вслед за снижением доходов происходит изменение структуры расходов россиян, продолжает мысль коллеги Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG (работает в области консалтинга, геомаркетинга, управления и эксплуатации, и брокериджа недвижимости) в интервью сайту Retail.ru.
Денис Колокольников,
председатель совета директоров компании RRG:
Так называемые "защищенные" группы товаров увеличат свою долю в структуре расходов, а "незащищенные", в свою очередь, уменьшат. В число первых входят, в частности, расходы на лекарства и медицинские услуги, "коммуналку", транспортные расходы, продукты и товары первой необходимости – на них люди экономить не смогут. А вот на товарах для дома, ремонта, на электронике, одежде и обуви, спортивных товарах и развлечениях – вполне.
Если собственники ТЦ будут игнорировать эти изменения, показатели эффективности торговых проектов резко снизятся, считает эксперт. Для Барнаула данное утверждение весьма актуально.
Марк Хафизов,
руководитель направления коммерческой недвижимости компании Globus Broker:
В регионах, в том числе в Барнауле, позиционирование большинства торговых центров осталось без каких либо изменений с момента их открытия. Как правило, они представляют собой некое скопление магазинов, не имеющих между собой ничего общего: ни по товарной группе, ни по целевой аудитории, ни по ценовому сегменту. В таких торговых центрах не предусмотрено развлечений и мест организации досуга для посетителей.
На последнем факторе Марк Хафизов делает особый акцент. Если раньше торговый центр был местом совершения целевой покупки, то сейчас это прежде всего место досуга и развлечений. Шопинг воспринимается как еще один дополнительный процесс. Поэтому для увеличения трафика объекта эксперты рекомендуют организовывать на площадках торговых центров бесплатные тематические и развлекательные мероприятия, которые способствуют привлечению новых посетителей, а также формируют имидж ТРЦ. Денис Колокольников говорит о том, что иногда даже придется заполнять пустующие площади низко маржинальными или вообще бесплатными операторами.
Денис Колокольников,
председатель совета директоров компании RRG:
Единого для всех торговых центров рецепта спасения нет, с каждым нужно работать индивидуально, проводить мониторинг потребностей целевой аудитории и принимать другие "реанимационные" меры. Причем делать это, учитывая нестабильность экономики, придется регулярно.
Марк Хафизов добавляет, что собственники идут на это с большим нежеланием ввиду значительных финансовых и временных затрат. Потому часто принимается решение о продаже даже успешного на первый взгляд ТРЦ.
Олег Рыжов,
гендиректор Ross Group:
На мой взгляд, в ближайшее время вероятность сделок купли-продажи знаковых объектов на рынке в Барнаула невысока. Продавцы успешных объектов явно ожидают выручить от сделки сумму, близкую к рыночному докризисному уровню. Потенциальные покупатели со своей стороны не готовы сегодня платить по прежним ценам. К тому же многие опасаются инвестировать в новые для себя рынки.
Круг замкнулся или у ТРЦ появились новые возможности? Барнаул узнает об этом уже в этом году.
Самое важное - в нашем Telegram-канале