Фактически об отмене лицензий уже было сказано в Законе "О саморегулировании", теперь коррективы необходимо внести и в Градостроительный кодекс. По мнению депутатов, "возможность продления действия лицензий в сфере строительства без ограничения срока пролонгации будет тормозить процесс создания саморегулируемых организаций (СРО)". В связи с этим отмечается необходимость уточнить, что действие лицензий "прекращается с той же даты, с которой предусмотрено введение института СРО, то есть с 1 января 2010 года".
Собеседники "ВД" разошлись в оценках этой законодательной инициативы. Одни считают, что лицензирование изжило себя, а институт СРО повысит коллективную ответственность строителей за работу участников рынка, обеспечит действенный контроль над ними и компенсирует ущерб в случае форс-мажорных обстоятельств. Другие, напротив, полагают, что она отсекает малый и средний бизнес (МСБ), создавая благоприятный климат для монополизации рынка и коррупции.
Комментируя эту законодательную инициативу, генеральный директор Группы компаний "Сибирь Контракт" Юрий Фриц отметил, что законопроект вступает в противоречие с Конституцией и ГК РФ. "СРО получают право решать, кому можно заниматься строительной деятельностью. Человеку никто не может запретить заниматься трудовой деятельностью в рамках своей специальности и в соответствии со своими интересами. Конечно, при соблюдении законности. И это не предусматривает принуждения вступать в какие-то организации", — утверждает он. Следовательно, считает г-н Фриц, владельцы гослицензий могут продолжать свою деятельность, а в случае противодействия со стороны искать правду в суде. Он также согласен с тем, что распространение саморегулирования может "вынести" из отрасли весь МСБ и привести к монополизации рынка крупными компаниями. "Малыши" в лучшем случае пойдут на укрупнение, слияние или поглощение, что девальвирует институт МСБ, а в худшем — уйдут в тень, как это была во времена разгула дикого капитализма", — резюмирует Юрий Фриц.
В то же время гендиректор НП СРО "Алтайские строители" Сергей Санников поясняет, что цель законопроекта — "ввести ответственность профессионального сообщества за действия его конкретных участников и тем самым отсечь недобросовестные компании". Очевидно, что существующая система лицензирования в строительной отрасли не способна обеспечить действенный контроль и тем более компенсировать ущерб, причиненный вследствие несоблюдения стройорганизациями договорных обязательств. В то же время закон о СРО оставляет для малого бизнеса возможности: необходимость вступления в партнерство зависит от того, на чем специализируется компания. Есть определенный перечень работ, которые можно выполнять и без лицензии, и без допуска. Но тогда компания не допускается к участию в тендерах и конкурсах. И это по большей части касается именно малого и среднего бизнеса, уверен Сергей Санников.
Заместитель руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Александр Ковалев считает законопроект по отмене лицензирования в строительной отрасли вполне своевременным и вписывающимся в русло намерений государства сократить лицензируемые виды деятельности (в 2008 году их было около 500, сейчас — меньше 80). "Система лицензирования строительной деятельности себя изжила и не только не соответствует принципам рыночной экономики, но уже сдерживает развитие строительной сферы. Лицензии в последнее время все больше становятся предметом спекуляций", — констатирует он.
Однако г-н Ковалев не исключает коррупционную составляющую и в СРО. "Кто знает, насколько объективно будут складываться взаимоотношения в таких объединениях? Организации, осуществляющие допуск и контроль над выполнением требований в одном лице, — благодатная почва для развития системы откатов. В целом же о плюсах и минусах отмены лицензирования и наделения полномочиями СРО можно будет судить лишь через некоторое время", — заключает чиновник.
Сотни компаний вступили в СРО
В Алтайском крае на сегодняшний день выдано, по данным Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Алтайские строители" (НП СРО АС), 2 270 лицензий на строительство. На 8 октября 2009 года в НП СРО АС, по собственной информации, вступили 150 компаний Алтайского края, Московской, Кемеровской и Новосибирской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Сахалина, Республик Татарстан и Саха (Якутия). Еще около 100 компаний объединились в СРО дорожников Алтая, которая проходит в настоящее время процедуру регистрации. Ряд бийских компаний подали документы на вступление в СРО в Новосибирской области. Кроме этого, некоторые местные компании намерены вступить в альтернативное НП, созданное при участии компании "Профи-груп" и Алтайского филиала Федерального лицензионного центра.
"У нас много вопросов к власти"
Преодоление последствий кризиса, восстановление потенциала строительной отрасли как локомотива экономики — сегодня главная задача не только строителей, но и власти. О проблемах комплекса и путях их решения, задекларированных в резолюции Всесибирской конференции строителей, которая состоялась в конце сентября в Новосибирске, "ВД" рассказал президент Союза строителей Сибири Михаил Фокин.
— Какие наиболее актуальные темы оказались в центре внимания участников конференции?
— У нас очень много вопросов к государственной власти, на которые пока нет ответов. В частности, по-прежнему открыт вопрос о строительстве жилья эконом-класса по цене 30 тыс. рублей за кв. м за счет государства. Где 400 млрд. рублей, которые направили, по словам премьер-министра Владимира Путина, на жилищное строительство?
В продолжение этой темы — вопрос о возрождении института найма. Не более 16% населения в России способны купить жилье даже эконом-класса. Какое-то подобие фонда найма, который существовал при советской власти, должно в стране появиться. Нужно строить квартиры на бюджетные средства, чтобы передавать внаем, возможно, с последующим выкупом.
Бесспорно, в ходе реализации 185-го закона строительный рынок разгрузился. Но в то же время строители понесли огромные убытки. В частности, по программе переселения из ветхого и аварийного жилья площади продавались по фиксированной государством цене квадратного метра 25,45 тыс. рублей, реальная же себестоимость составляет минимум 28–30 тыс. рублей.
Очень серьезный вопрос — государственные тендеры и аукционы. На наш взгляд, закон № 94-ФЗ в нынешнем его виде не отвечает реалиям дня. Процедура проведения аукционов на понижение — очень взяткоемкий процесс, где господствует его величество откат. В ходе торгов допускается снижение первоначальной стоимости проекта на 40–60%. И этому достаточно много примеров как в целом по СФО, так и в Алтайском крае. Например, ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". Первый лот на 380 млн. рублей выиграла пермская компания со снижением на 180 млн. рублей. Невозможно реализовать проект стоимостью почти 400 млн., имея меньше 200 млн.! Какой бы ни был исключительный организатор, но при дисконте 40–60% найти субподрядчиков просто нереально.
Сейчас ищутся пути решения этой проблемы. В частности, есть предложения по формированию на территории России пяти площадок для проведения аукционов в электронном виде. Возможно, это исключит какой-то элемент коррупции. Хотя о качественном отборе потенциальных исполнителей госзаказов разговор пока не идет. Необходимо четко определить критерии и требования к участникам.
Много говорилось о стоимости всех видов технологических подключений. Вода, канализация, электроэнергия — все это требует огромных платежей. Растут они, автоматически возрастает и стоимость квадратного метра. Этот вопрос требует решения на государственном уровне.
— Какой главный вывод вы для себя сделали по итогам форума?
— Я еще раз убедился в том, что главной точкой роста экономики является строительство. Если его поднимем, то за ним пойдет, по разным оценкам, не менее 36 других отраслей. Мы, строители, раньше всех на себе почувствовали дыхание кризиса и раньше всех должны из него выходить. Определенный оптимизм вызывает и то, что по сравнению с предыдущими кризисами у нас есть солидная материально-техническая база.
Самое важное - в нашем Telegram-канале