Пресловутые 2%
«Караул! Грабят!» — нормальная реакция предпринимателя из Рубцовска, у которого после государственной кадастровой оценки стоимость магазина выросла с 40 млн до 200 млн рублей. Новая цифра, возможно, будет выглядеть привлекательнее при оформлении этой недвижимости в банковский залог, но вот платить с нее налог в 2% от кадастровой стоимости — разорительно.
Эти пресловутые 2% хорошо известны собственникам административно-деловых и торговых центров, офисов и помещений, которые используются под общепит и предприятия бытового обслуживания (характеристики подобных объектов даны в ст. 378.2 НК РФ).
Такие активы компаний и физлиц с 2014 года постепенно "аккумулируются" в «Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Ставка налога — 2%. В Алтайском крае эта работа была начата в 2016 году, напомнил Иван Белых, замминистра финансов региона.
«Включение объектов в перечень <…> в целом направлено на реализацию принципа выравнивания налоговой нагрузки <…>, обеспечивая тем самым равные условия налогообложения схожих объектов коммерческой недвижимости и создание конкурентных преимуществ для добросовестного бизнеса», — сообщил Иван Белых.
Региональный перечень ежегодно расширяется. Изначально в него вошли крупные объекты из городов Алтайского края. В 2018 году список стал активно пополняться за счет зданий в районных центрах. Сейчас в перечне более 4,5 тыс. объектов.
Важный момент: у властей в регионах есть возможность снижать налоговую ставку в зависимости от площади коммерческих помещений, периода оформления права собственности, вида деятельности, для которого используются площади и др.
Но в Алтайском крае таких льгот и «оговорок» нет: ставка 2% установлена для всех объектов, подпадающих под действие ст. 378.2 Налогового кодекса. Можно допустить, что в дотационном субъекте РФ это делается в связи с необходимостью максимального сбора сумм по налогу на имущество.
В минфине региона позицию ведомства по этому вопросу не прокомментировали.
Суммы налога на имущество организаций и физических лиц в Алтайском крае по годам (млн рублей)
- 2016 — 419,8
- 2017 — 424,8
- 2018 — 486,9
Источник: УФНС РФ по Алтайскому краю
Повод задуматься
По словам руководителя оценочной компании «Бизнес-Эксперт» и председателя регионального отделения «ОПОРЫ России» Евгения Госькова, по состоянию на конец января в Алтайском краевом суде еще не было исков, связанных с новой кадастровой оценкой, результаты которой начали действовать в 2020 году. В основном оспариваются результаты оценивания предыдущих лет.
Евгений Госьков говорит, что в итоге примерно 15% собственников уже удалось снизить кадастровую стоимость объекта и, соответственно, сумму по имущественному налогу — путем обращения в специальную комиссию при региональном управлении Росреестра или в краевой суд.
До 2020 года довольно актуальным был еще один путь к уменьшению платежа — единое здание документально переоформлялось в несколько помещений. Сейчас, говорит Госьков, когда кадастровая стоимость определяется специально созданным бюджетным учреждением, экономического смысла в этом нет.
По мнению эксперта, создание и расширение краевого кадастрового перечня — это повод для собственников коммерческой недвижимости обратить внимание на то, чем они, согласно данным регистрирующих органов, на самом деле владеют.
«Один из примеров. В райцентре у местного предпринимателя магазин, вплотную к нему склад и шиномонтажная мастерская. Общая площадь этого комплекса около 900 “квадратов”. Но в кадастровом паспорте он значится как торговый объект и, к большому сожалению собственника, был включен в краевой перечень», — рассказал руководитель компании «Бизнес-Эксперт».
Статистика по рассмотрению в судах РФ исков об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной
Год |
Количество исков, принятых к рассмотрению (тыс.) |
Их доля в общем количестве поданных «кадастровых» исков (%) |
Количество объектов, по которым подавались иски |
Количество судебных решений, вынесенных в среднем ежедневно |
2019 |
22,0 |
98 |
24 218 |
89,0 |
2018 |
15,4 |
96 |
18 983 |
62,3 |
2017 |
14,8 |
93 |
Нет данных |
Нет данных |
Источник: Росреестр РФ
Шесть возможных шагов
Собственники, которые уже прошли процедуру снижения размера кадастровой стоимости, подтвердят: прежде чем сделать первый шаг, нужно сопоставить предстоящие расходы с размером возможной экономии.
Предстоящие расходы в этом случае — оплата работы оценочной компании и представителя в суде. Возможная выгода — некоторое (пока еще неизвестное) снижение суммы налога на имущество. В общем, выбирайте.
В дальнейшем наиболее полный вариант развития событий может выглядеть так:
- Собственник обращается к экспертам для составления отчета о рыночной стоимости объекта капитального строительства. Затем — в краевую комиссию, которая занимается рассмотрением таких спорных ситуаций.
- Комиссия отвечает отказом.
- Собственник обращается с исковым заявлением в Алтайский краевой суд, предоставляя ранее полученный отчет об оценке.
- По решению суда назначается судебная экспертиза (по сути, еще одна оценка стоимости имущества).
- Суд принимает решение — в большинстве случаев кадастровая стоимость объекта устанавливается на уровне рыночной.
- Происходит перерасчет суммы налога на имущество.
Некоторые региональные ставки налога на имущество, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость
Регион |
Ставка (%) |
Категория плательщика или имущества |
Алтайский край |
2,0 |
Деловые центры и ТЦ, помещения в них, а также нежилые помещения под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания |
Республика Алтай |
1,5 |
Деловые центры и ТЦ, помещения в них, а также нежилые помещения под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания, права собственности (хозяйственного ведения) на которые возникли до 1 января 2018 года |
Кемеровская область |
2,0 |
Деловые центры и ТЦ площадью более 1 тыс. кв. метров, а также помещения под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания площадью свыше 250 кв. метров |
Новосибирская область |
2,0 |
Деловые центры и ТЦ площадью более 3 тыс. кв. метров, а также помещения под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания в отдельно стоящих зданиях общей площадью свыше 3 тыс. кв. метров |
Омская область |
0,5 |
Нежилые площади для размещения административно-управленческого персонала предприятий в сфере обрабатывающих производств |
|
1,5 |
Деловые центры и ТЦ, помещения в них, а также нежилые помещения под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания |
Республика Тыва |
1,0 |
Деловые центры и ТЦ общей площадью свыше 1 тыс. кв. метров, а также нежилые помещения (общей площадью более 1 тыс. кв. метров) под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания |
Томская область |
0,5 |
Организации потребительской кооперации |
Республика Хакасия |
1,5 |
Деловые центры и ТЦ общей площадью от 2 тыс. до 6 тыс. кв. метров и помещения в них |
Челябинская область |
1,5 |
Деловые центры и ТЦ площадью 1,5 тыс. квадратных метров и более и помещения в них площадью 2 тыс. кв. метров и более |
|
2,0 |
Недвижимое имущество иностранных организаций |
Республика Крым |
1,0 |
Российские и иностранные организации, имеющие на балансе недвижимость, включенную в «кадастровый перечень» |
Источник: сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» ФНС России
Самое важное - в нашем Telegram-канале