Осознанный брак
Как отмечает Андрей Шестаков, существует схема, когда объект приобретается заведомо со знанием о его недостатках.
«Затем покупатель обращается в суд, якобы обнаружив дефекты, которые он не мог выявить, не будучи специалистом. А дальше начинаются расчеты цены работ по устранению этих недостатков, которые порой превышают стоимость самого купленного объекта», — объясняет Шестаков.
Эксперт подчеркивает, что корень проблемы — в качестве. Даже подписанный акт сдачи-приемки — не стопроцентная защита. «Человек приходит в суд и говорит: "Да я не знал, я подписал, я не специалист". И если недостаток реально есть, это не важно. Суд учтет», — комментирует эксперт.
Чтобы изменить качество, необходима систематическая работа: как минимум повышение квалификации строителей, ведение ежедневной документации, журналов производства — всего того, что было хорошо отлажено в советское время.
Также это сделает работу максимально прозрачной, позволит отследить, кто и на каком этапе мог допустить ошибку, а подготовленные материалы станут хорошей доказательной базой для судебных разбирательств.
«Есть застройщики, которые каждый этап снимают на фото и видео, актируют и хранят эти материалы 10 лет — именно столько составляет срок исковой давности. Это верная тактика», — говорит Евгения Степанова.
Главное – договор
Исход суда зависит от того, насколько грамотно застройщик работал с клиентом и составил договор. Евгения Степанова отмечает: все начинается с технического задания от заказчика.
«Что он хочет построить, для чего? От этого зависят ваши дальнейшие действия: что вы с ним будете заключать, как работать, как получать оплату. Для кого и на чьей земле, — говорит Степанова. – Был случай, когда компания за свой счет возвела дом на участке клиента. И по решению суда самостоятельно его снесла: выяснилось, что земля принадлежала гражданской супруге, которая своего согласие на строительство не давала».
Крайне важно четко прописывать в договоре все детали: от кадастрового номера и адреса до подробного описания отделки и, конечно, финансовые условия и сроки. Все данные должны на 100% совпадать с информацией в Единой информационной системе жилищного строительства.
Как работать с возражениями
Важный элемент — работа с претензиями. Евгения Степанова утверждает, что это позволяет сильно экономить, не доводя дела до суда.
«Заведите в штате человека, который будет заниматься только этим, мониторить соцсети и вовремя отвечать на недовольство. Если вы будете слышать своего заказчика, у вас в дальнейшем не будет проблем», — рекомендует она. – Нужно пресекать случаи кибербуллинга, когда в сети умышленно размещают недостоверную информацию. Через суд можно удаления данных и опровержения, а также взыскивать компенсацию за ущерб репутации».
Отдельная история — работа с субподрядчиками. Юрист предупреждает: ответственность за их работу всегда несет генподрядчик. «Не надо перекладывать ответственность. Если они выполняют работу некачественно, вы взыскиваете с них уже в отдельном порядке», — добавляет она.
Также юрист советует вести внутренний мониторинг отзывов и анализировать каждый инцидент, чтобы не повторять ошибок.
Евгения Степанова также предлагает радикальную идею — введение рейтинга заказчиков на уровне союза малоэтажных строителей. «Застройщики могут создать такой реестр, который будет стимулировать ответственное отношение потребителей. Хотя бы ваш круг будет знать о недобросовестных клиентах», — говорит эксперт.



