По существу, барнаульская агломерация, как экономико-географическое понятие, и так уже налицо независимо от принятия соглашений: многие жители Новоалтайска ездят на работу в Барнаул, посещают магазины и медицинские учреждения краевого центра. Смысл развития агломерации – сделать так, чтобы все эти общие для разных административных территорий блага использовать с максимальной выгодой. С точки зрения экономики – это формирование единого потребительского рынка, рынка труда и недвижимости, которые более интересны инвесторам, чем рынки отдельных территорий.
Это формирование новых стандартов качества жизни за счет расширения свободы выбора у всех жителей входящих в агломерацию территорий. Попытки их создания сейчас предпринимаются с разной степенью успешности в Иркутске, Красноярске, Челябинске, Ростове и еще многих городах России. Мы пока только в самом начале пути.
Сергей Химочка,
начальник управления администрации края по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе:
Был долгий процесс разработки проекта по созданию барнаульской агломерации. Этому предшествовали консультации, изучение опыта других регионов, в частности Красноярского края. Там агломерация формируется из Красноярска и прилегающих сельских районов. Они идут на шаг впереди нас и уже проработали концепцию социально-экономического развития, нам предстоит сделать это в ближайшее время.
Первое совместное решение в рамках агломерации, по словам вице-губернатора Якова Ишутина, уже воплощено – запущен автобусный маршрут, соединяющий Барнаул и Новоалтайск.
Найти общее дело
Вячеслав Глазычев,
председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты РФ:
Создание агломераций – модная для руководителей регионов тема, которую, к сожалению, многие из них хотят освоить "с наскоку", своим властным решением. Но мировой опыт показывает, что создание агломераций административным путем невозможно. Они складываются на основе сотрудничества поселений.
Главное – не спешить с административным объединением, а начать с решения общих житейских проблем: водоснабжения, продуктовых рынков, транспорта, дорог, утилизации отходов. Сложность в том, что у нас руководители муниципалитетов не умеют пока по этим вопросам самостоятельно договариваться, без указаний сверху и без политической составляющей. Но иначе не выйдет. Агломерация – прежде всего договорные отношения, объединение общим делом, а не административными актами.
Павел Ефремов,
глава Первомайского района:
Из 22 тысяч трудоспособного населения Первомайского района около 7 тысяч живут в районе, а работают в Барнауле, Новоалтайске, служат в войсковых частях. Безусловно, для них добираться на работу сегодня проблематично. Есть определенные проблемы реализации сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Первомайского района, есть вопросы медицинского обслуживания: наши жители привыкли к получению большей части специализированных услуг у специалистов городских учреждений. Думаю, агломерация как союз муниципалитетов поможет решать эти вопросы. Надо будет искать точки соприкосновения.
Справка
Городская агломерация – компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными связями – производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными – в единую систему.
Признаки агломерации:
– наличие прочных экономических связей между населенными пунктами;
– устойчивая "маятниковая миграция", регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу;
– единые потребительские рынки, рынки труда.
Самое важное - в нашем Telegram-канале