За цифрами стоят люди. Например, мои знакомые-пенсионеры, которые сколотили бригаду отделочников. Хорошо работали мужики: купили свой инструмент и микроволновку — разогревать обеды, не отказывались на руках таскать 25-килограммовые мешки шпатлевки на 16-й этаж, выдавали стабильное качество и по праву получали чуть больше, чем в среднем по рынку. Приличные заказы искали через многочисленных знакомых из военного и строительного прошлого.
"Жирные" строительные годы обернулись благом и для них самих, и для их семей: кто-то купил автомобиль и дачу, кто-то выделил своим отпрыскам капитал на первоначальный взнос по ипотеке.
А потом настало это время, когда "количество работников строительной отрасли сократилось на 21%". Найти работу стало трудно особенно таким маленьким бригадам. Там, где она есть, либо платят с задержкой по полгода и даже через суд, либо предлагают совсем неинтересную цену, либо требуют от маляра выровнять стены, которые криво положил каменщик (читай — ищут повод не заплатить).
И вот пошли мои знакомые рыскать по рынку, перебиваться случайными заработками и распаковывать пенсионные кубышки, которые берегли на то время, когда физический труд станет не по силам. Жить на одну пенсию — такая перспектива даже не рассматривается. Она нереальна.
"Ну а как вы хотели?" — говорят с высоких трибун. Квартир в Барнауле понастроили с излишком, платежеспособный спрос сократился. Кризис, знаете ли. Так что все по законам рынка — строить приходится меньше.
Ладно, в каких только передрягах не бывали эти мужики. Похохатывают, сбивают с седых кудряшек штукатурку и лаются на отборном русском с прорабами стройплощадок. Но думается мне, что все это цветочки.
Если верить моим экспертам, законом о долевом строительстве региональный рынок постепенно откроется крупным федеральным компаниям. Им по силам выполнить его условия или вовсе обойтись без денег дольщиков и строить за свой счет. И вот когда они придут и будут нанимать местных строителей за полушку, наступит оно — новое "время чудесное".
И видится мне, что регион готовится к такому сценарию, ведь прийти могут всякие. Вроде того новоалтайского застройщика с московскими корнями, который "подарил" краю долгострой на 800 квартир. И этим, например, можно объяснить решение правительства добавить к колоссальному списку всевозможных разрешительных процедур, проверок и инспекций на строительство жилья еще одну — оценку застройщика и его проекта межведомственной комиссией. Ну а как иначе! Ведь именно муниципалитеты выделяют земельные участки под строительство, выпускают компанию на рынок и в конечном счете отвечают за все происходящее на вверенной территории.
Самое важное - в нашем Telegram-канале