Недвижимость

Три муниципалитета должны срастись в одну агломерацию

Единые транспортные, логистические, инфраструктурные и социально-культурные системы объединят Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район. Эти три муниципалитета вошли в Барнаульскую агломерацию. Ее схема территориального планирования (далее — Схема) обсуждалась 5 мая на заседании Совета администрации края. Участники пришли к выводу, что представленный московскими разработчиками проект теперь нужно наполнять конкретным содержанием.

В Алтайском крае презентована схема территориального планирования Барнаульской агломерации.
В Алтайском крае презентована схема территориального планирования Барнаульской агломерации.
Олег Богданов

Напомним, что соглашение о со­здании агломерации было подписано между тремя муниципалитетами и администрацией края осенью 2009 года. Конкурс на подготовку Схемы выиграл московский институт "Гипрогор". Окончательный вариант документа и был представлен 5 мая. Перед его рассмотрением губернатор края Александр Карлин подчеркнул: "Речь идет не только о развитии трех муниципалитетов. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, крупнейшие транспортные узлы. Это стержневой вопрос развития региона в целом".

Идея создания агломерации родилась не на пустом месте. Три муниципалитета тесно "сплелись" совершенно естественным путем уже давно. Сегодня из Новоалтайска в Барнаул на работу ездят около 6 тыс. человек и еще порядка 3 тыс. студентов. Из 22 тыс. трудоспособного населения Первомайского района около 7 тыс. работают в Барнауле, Новоалтайске. Жители смежных с Барнаулом территорий приезжают в город за покупками, на лечение, ради отдыха и т. д. С другой стороны, и жители столицы края стали мигрировать в Первомайский район, прежде всего уезжая жить в коттеджные поселки. Муниципалитеты связывают общие транспортные пути. Зачастую добраться из центра Барнаула до Новоалтайска, утверждает глава города-спутника Александр Иванченко, проще, чем до новостроек. И поэтому, полагает он, уже сегодня некоторые граждане, работающие в Барнауле, посматривают в сторону Новоалтайска, размышляя о более доступных вариантах аренды и покупки жилья.

Предполагается, что в идеале к 2025 году на территории Барнаульской агломерации будут проживать около 800 тыс. человек. Причем проживать они будут более компактно. Развитие жилищной постройки, по словам начальника краевого управления по строительству и архитектуре Александра Мишустина,должно происходить за счет "модернизации и уплотнения изношенного жилья". "А новое строительство осуществляться в основном в Барнауле в направлении Змеиногорского тракта и на территории Первомайского района вдоль трассы Барнаул – Новосибирск", — сообщил он.

"Это могут быть городские образования с численностью населения до 50–70 тыс. человек, с преимущественно среднеэтажной и малоэтажной застройкой, с высоким уровнем благоустройства и полным комплексом учреждений обслуживания", — говорится в Схеме.

Эти жилищные проекты, говорят в "Гипрогоре", можно попытаться внести в число экспериментальных инвестпроектов комплексного освоения территории, включенных правительством РФ в программы господдержки массового жилищного строительства. В любом случае они должны реализовываться совместно государством и частными компаниями.

При этом предполагается со­здать некие охраняемые территории, например земли ленточного бора, на которых жилищная застройка любого масштаба будет запрещена.

Планируется более функционально использовать площади производственных зон. Например, Александр Иванченко считает, что промзоны Новоалтайска просто созданы для формирования на них логистических центров, которые бы освободили от большегрузного транспорта дороги Барнаула. Разработчики же предлагают и другие варианты размещения таких центров: в районе барнаульского аэропорта, юго-восточнее поселка Черницкое, в районе пересечения Правобережного и Чуйского трактов, в районе станции Укладочный.

Для более эффективной организации транспортной системы предполагается построить в Барнауле так называемый Северный обход, который на начальном этапе должен соединить Змеиногорский и Павловский тракты.

В качестве далекой перспективы рассматривается введение сообщения скоростных поездов с другими городами Юго-Западной Сибири. Идея создать единую систему водоснабжения и канализации для Барнаула и Новоалтайска в ходе ее обсуждения стала казаться тоже довольно далекой. Поскольку реализация такого проекта станет возможной только при условии полноценного освоения правого берега Оби. А по поводу этой идеи на Совете разгорелись дебаты.

По мнению разработчиков, даже говорить об освоении поймы Оби можно будет только после проведения тщательных исследований такой возможности. Слишком велико влияние реки на окружающую среду. И регулярная затопляемость территорий — не единственная проблема. Возможное строительство на правом берегу может потребовать серьезных берегоукрепительных, противооползневых мероприятий, очистки водоемов и т. д. Все прошлые исследования в этой области уже устарели, считают в "Гипрогоре". Губернатор распорядился подготовить смету необходимых исследований.

Планируется, что в этом году Схема будет утверждена и передана для согласования в Минэкономразвития.

Агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Термин относится преимущественным образом к поселениям городского типа. Признаками агломерации являются: наличие прочных экономических связей между населенными пунктами, устойчивая "маятниковая миграция", то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, единые потребительские рынки, рынки труда.

Что предлагают главы

Глава администрации Барнаула Игорь Савинцев считает, что необходимо плотно подойти к созданию межмуниципальной транспортной системы, в том числе к организации пассажиропотока. По его мнению, необходимо также определиться — стратегически и финансово, — возможно ли жилищное строительство на правом берегу Оби.

Глава Новоалтайска Александр Иванченко поддерживает идею разработчиков о создании полицентрической агломерации. "В Барнауле должна формироваться офисная империя, а развлекательные и производственные центры пусть концентрируются на периферии", — заявил он. По его словам, уже сегодня формируются логистические центры в Новоалтайске (крупные проекты в этой области уже реализуют "Мария-Ра", "Аникс", есть задумки у "Алтайского букета").

Глава Первомайского района Алексей Рубцов настаивает на том, чтобы был создан некий единый орган, который бы координировал работу при создании агломерации. Он также считает, что можно развивать жилищное строительство на территории Первомайского района для жителей всех трех муниципалитетов.

Освоение правого берега Оби может оказаться эффективным

Барнаульская агломерация, включающая в себя столицу края, Новоалтайск и Первомайский район, — это не политический, а экономический проект. Так считает глава администрации Барнаула. О некоторых векторах совместного развития трех муниципалитетов он рассказал 5 мая на заседании Совета администрации края, посвященном как раз созданию в регионе первой агломерации.

Игорь Савинцев,
глава администрации Барнаула:

Игорь Савинцев, глава администрации Барнаула.
Игорь Савинцев, глава администрации Барнаула.
Анна Зайкова
После подписания соглашения о создании Барнаульской агломерации осенью 2009 года мы начали изучать более глубоко само понятие "агломерация". И пришли к убеждению, что это не политический, а абсолютно экономический проект с определенными инвестиционными посылами, который сегодня нам необходимо реализовывать на территории трех наших муниципальных образований.

Но по предложенному разработчиками варианту схемы остались некоторые вопросы, которые нужно решать. Я, как и мои коллеги из Новоалтайска и Первомайского района, считаю, что нужен руководящий орган, который бы работал, например, в виде дирекции. Мы, руководители муниципалитетов, можем собираться, определять какую-то стратегию. Но пошагово решать какие-то конкретные задачи сегодня нам не позволяют ни время, ни необходимость вести ежедневную, текущую работу.

Почему меня сегодня сильно затронула проблема освоения поймы Оби, обсуждаемая здесь? В свое время при разработке генплана Барнаула я был одним из противников освоения правого берега. По ряду причин. В частности, мне казалось, что эта идея очень дорогая. Но когда сталкиваешься с повседневными проблемами развития Барнаула, начинаешь на многое смотреть по-другому. Сегодня, я думаю, надо провести экономическую оценку — что выгоднее: намыть правый берег, расположенный в паре километров от центра, или сделать огромную развязку, которая бы решила очень острую проблему выезда из центральной части Барнаула к новым кварталам? Надо взвесить на чашах весов, что правильнее и экономически эффективнее. И я не исключаю, что освоение правого берега может оказаться выгоднее.

В Барнауле создана собственная рабочая группа по развитию агломерации, которая выполняет все решения общей группы. На своих заседаниях мы рассматриваем конкретные вопросы. Например — о порядке согласования схем межмуниципальных автобусных маршрутов. Это очень важный вопрос. Оказалось, что сегодня некоторые автобусные маршруты из Первомайского района, Новоалтайска  вынуждены доходить только до границы Барнаула. Мы также начали рассматривать тему туризма. Был упущен определенный период времени и не создан посыл для развития города в этом направлении. Сейчас мы начали изучать эту проблему. Нужно привести в порядок старую историческую часть города, чтобы она стала интересна для любого приезжего. Все эти шаги хорошо накладываются на ту концепцию агломерации.

Что бы я попросил. 131-й закон дает нам право создания агломераций, но в законе не прописаны законодательные механизмы решения многих вопросов. Возможно, нам всем стоит объединить усилия в преодолении этого пробела. Следующий момент: в каждом муниципалитете есть свои стратегии развития. Нам нужно наложить их друг на друга, посмотреть и понять, какие общие вопросы нам надо решать. Агломерация будет жить только тогда, когда будут общие цели. А у нас уже есть общие проблемы: транспорт, миграция, жилье. Наши концепции развития надо сопоставить и развиваться по общим векторам. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость