Недвижимость

Выбежать из-под "паровоза": алтайские строители рассказали, почему новый российский закон хуже кризиса

Строительный сектор Алтайского края продолжает сжиматься: в Барнауле он потерял 40% от достигнутого в 2014 году. Но топ-менеджмент заявляет, что это не самое страшное. Экономический кризис сменяется законодательным. Поправки в закон о долевом строительстве, которые начнут действовать в 2018 году, поставят отрасль на грань выживания. А в ней в крае занято порядка 20 тыс. человек и вращается около 30 млрд рублей. Сейчас компании усиленно "стелют себе соломку", но просят власть помочь. Об этом строители говорили на заседании отраслевого экспертного совета, который 25 октября провел ИД "Алтапресс".

Строительство. Недвижимость.
Строительство. Недвижимость.
СС0

Сплошной минус

За три последних года объем строительства многоэтажного жилья в Барнауле упал примерно на 40%. Если накануне экономического провала в краевой столице одновременно строили около 2,5 млн кв. метров многоэтажных домов, то в 2017-м — только 1,5 млн, приводит цифры владелец агентства К2 Analitik Кирилл Овсянников.

Строители отдадут за каждую квартиру в новостройке 1,2% ее цены в фонд дольщиков

Задел на будущее сократился в шесть раз: в 2014 году барнаульские компании получили разрешения на строительство 860 тыс. кв. метров жилья, а в 2017-м — только на 145 тыс. "квадратов" — это тот объем жилья, который строители смогут подготовить к сдаче в 2019–2020 годах. Между тем городу для обновления старого фонда и удовлетворения потребностей горожан нужно около 300 тыс. кв. метров ежегодно, говорит Овсянников.

"Сегодня в Барнауле одновременно строится 97 многоквартирных домов, — уточняет он. — По итогам девяти месяцев в эксплуатацию ввели 161 тыс. “квадратов”. Судя по выданным разрешениям на строительство, которые действуют до конца этого года, компании должны сдать в общей сложности около 450 тыс. кв. метров жилья, хотя, возможно, по каким-то объектам разрешения будут продлять на 2018 год".

Краевые итоги назвал Игорь Перемазов, исполнительный директор регионального Союза строителей: "В январе – сентябре 2017 года мы построили 379 тыс. кв. метров. Это на 13% меньше, чем годом ранее. Но, думаю, к плановой цифре — около 700 тыс кв. метров жилья — строительный комплекс придет, хотя и будет сложно".

Эксперты назвали основные причины, по которым отрасль теряет темпы. И впервые снижение спроса они поставили в конец списка.

Перемазов говорит, что есть сложности с формированием земельного участка под дом, с получением разрешения на строительство. Также ужесточились требования к экспертизе проектов: фактически проходить ее можно только в госструктурах.

"За всякие справки пожарников, БТИ и другие документы, необходимые для строительства и введения в эксплуатацию новостройки, раньше мы платили в среднем 500 рублей с каждого квадратного метра. Теперь эта сумма перевалила за тысячу", — иллюстрирует ужесточение административных барьеров и финансовой нагрузки Сергей Мудрик, руководитель компании "Сибирия".

Но главное — отрасль живет в состоянии постоянной коррекции законодательной базы. Один только закон о долевом строительстве (№ 214-ФЗ) претерпел более 10 крупных правок.

Последняя остановка

Юрий Гатилов, руководитель компании "Жилищная инициатива", говорит, что работал в период нескольких кризисов, но этот — экономико-законодательный — может стать последним для строительной отрасли края в ее сегодняшнем формате.

Эксперт говорит, что рынок изменится уже в следующем году, когда в силу вступит № 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства…", который стал продолжением поправок в закон № 214-ФЗ. Его меры, считают застройщики, едва ли направлены на защиту дольщиков.

Около барнаульской 24-этажки появилась сверхкомпактная детская площадка

Механизмы этих поправок перенаправляют финансовые потоки из региона в Москву. Например, создается федеральный компенсационный фонд для обманутых дольщиков — из него должны выделять деньги в случае, если строитель не справится со своими обязательствами. "То есть мы здесь заключаем договор долевого участия в строительстве, а 1,2% его стоимости уходит в столицу", — акцентирует Гатилов.

Собравшиеся согласились, что закон ставит под вопрос работу региональных, то есть некрупных по столичным меркам компаний с невысокой маржой и уже растерянной "подушкой безопасности". Самым тяжелым может стать введение принципа, по которому одно юрлицо сможет строить один дом. Компания-застройщик должна будет замораживать 10% проектной стоимости объекта на счету доверенного банка.

"Это около 30 млн рублей, если строить стандартную девятиэтажку. Откуда эти деньги возьмет новая компания? Правильно, в банке под процент, — уточняет Гатилов. — При этом банк будет контролировать каждый наш финансовый шаг, а это значит, еще одна структура сможет на свое усмотрение приостанавливать прием средств от дольщиков". И это только верхушка айсберга, говорили участники круглого стола.

"Сейчас мы все силы кинули на то, чтобы подготовить как можно больше проектов, получить разрешения, пройти экспертизы и заключить первый договор долевого участия до 1 июня 2018 года, когда все пункты № 218-ФЗ заработают", — рассказал Сергей Мудрик, руководитель компании "Сибирия".

Такой же политики придерживается Гатилов, который вовсе "замахнулся" на строительство целого квартала — в октябре он выиграл аукцион на право комплексного освоения территории в Индустриальном районе. Он призывает власти помочь строительному комплексу: "Я прошу упростить процедуру выдачи разрешений на строительство домов и максимально сократить сроки оформления пакета документов, безусловно, в рамках действующего законодательства. Мы должны выбежать из-под этого “паровоза”, обеспечить себя работой на ближайшие два-три года, чтобы максимально плавно пройти период, когда закон вступит в силу и “приживется”. Это поможет нам, а также другим компаниям строительного рынка. Например, проектным и изыскательским институтам".

Справедливости ради

Прибыль алтайских застройщиков выросла в 12 раз

Строители говорят, что глобальный экономико-законодательный кризис накладывается на локальный, но не менее болезненный. В Барнауле нет актуального генерального плана развития, нет единых правил игры для всех строителей.

"Должно быть так, чтобы я взял в руки генплан, подошел к участку и понял, что могу на нем строить, а что нет. У нас же получается, что кто-то выкупает территорию в том же центре, проводит публичные слушания, меняет назначение этого участка и вместо, например, двухэтажного магазина строит дом в 16 этажей", — говорит С­ергей Мудрик.

Еще одним болезненным вопросом для строителей стало участие в госторгах на строительство социальных объектов.

"Нас пытаются обвинять, что мы социально не ответственные и отказываемся от госстроек. Мы подготовили письмо в Минфин и Минстрой, где объясняем: те аукционы, которые проходят, могут потянуть только крупные компании со своими оборотными средствами". Мудрик добавляет: неверен сам механизм аукционов, который заточен на понижение цены контракта.

Цифра

Объем работ по виду деятельности "строительство" в Алтайском крае за девять месяцев 2017 года составил 29,5 млрд рублей. Это на 15,4% меньше января – сентября 2016 года.

Организатор:


Генеральные партнеры:


Партнеры:




Место проведения:

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость