Вернуться не поздно
- Александр, в спорте вы достигли впечатляющих вершин, но не всех. Почему ушли из спорта, и легко ли далось прощание с карьерой?
- Я оставил спорт удивительно легко, переключился на другие занятия - и все. Став чемпионом России и вторым на Кубке Европе, просто не захотел больше выступать. Хотя был очень большой задел, и я мог бы стать чемпионом мира. Но подумал: по большому счету, кроме медалей и титулов мне это ничего не дает и, если дальше прогрессировать, надо все бросить, - и передачу, и бизнес…А моя многогранная натура этого не терпела. Поэтому и закончил выступать. И потом, вернуться никогда не поздно.
- В 90-х бытовало мнение, что бодибилдинг – удел не слишком интеллектуальных людей, к "качкам" относились весьма скептично. Вас это не смущало, когда вы открывали клуб "Сотвори себя"?
- Я к этому отношусь с юмором и развеиваю стереотипы собственным примером. Что плохого в том, что человек стремится к совершенству, целеустремлен, находит в себе силу воли отказаться от пива и гамбургеров? Все это ничуть не говорит о слабом интеллектуальном уровне. Бодибилдинг – это работа над собой. В Калифорнии качок даже губернатором стал!
- Кроме того, было мнение, что "качалки" - кузницы кадров для криминальных структур…
- Я знал очень мало людей, которые занимались в залах и были причастны к каким-то группировкам. Да, зал дает не пустые мышцы, сила получается приличная. Но это не бокс и не кик-боксинг, быть сильным – не значит уметь хорошо драться.
- Вы упомянули губернатора Калифорнии. Здесь вы были "местным Шварценеггером", наверняка у мальчишек ваши постеры на стенках висели. На улицах узнавали?
- Да у меня самого голова кружилась, глядя на фотографию Шварценеггера! В 16 лет, когда я стал чемпионом края, мне казалось это великим достижением, и я очень удивлялся, почему меня в трамвае не узнают? Но в институте автографы брали, точно помню.
Что ты есть, когда разденешься
- Будучи одним из пионеров отрасли спортивных услуг, вы можете сравнивать портрет аудитории клубов на заре рынка и сейчас. Есть существенная разница?
- В 90-х была, в основном, молодежь, которая грезила большими мышцами. И в связи с этим я долго говорил себе: никакого фитнеса, буду держаться, у меня брутальный клуб бодибилдинга!
Сейчас даже в тренажерных залах появилось много женщин: они уже не боятся, что мышцы большие вырастут. Ведь чтобы это произошло, нужны годы тренировок, а тренажеры дают спортивную хорошую форму. Приходит много людей старше 40 лет, которые, наконец, поняли: важно не только то, в чем ты одет и на чем ездишь, но и что ты есть на самом деле, когда разденешься.
- Вы эти постулаты транслируете и на себя, на семью и близких?
- На самом деле, безупречный внешний вид – это не определяющее требование к людям. Я прекрасно знаю, как тяжело прививать себе эту культуру, постоянно заниматься и, особенно, исправлять то, что уже запущенно. Но! В том и прелесть фитнеса, что он позволяет поддерживать себя в тонусе. И своим примером я стараюсь в этом убеждать. Супруга моя прекрасно выглядит. А дочка в свои два года знает некоторые упражнения и, когда ездит со мной по клубам, норовит показать, как их делать!
- В деле пропаганды спортивного образа жизни вы задействовали сразу несколько серьезных каналов: общественное движение, федерация и телепрограмма. Как эта активность сказывается на развитии рынка в целом?
- Если говорить о программе, то у нее, прежде всего, серьезная социальная функция. Это сначала она была только о бодибилдинге. Но уже давным-давно у нее широка тематика, - ведь любой спорт способствует совершенствованию человека. Что же касается общественных институтов… Федерация никогда не существовала за счет клубов. У участников рынка спортивных услуг нет понимания, что надо сообща способствовать развитию спорта, вместе участвовать в организации мероприятий в этом направлении. И на очередной призыв сделать что-то вместе я обычно слышу: "нам это не интересно". Поэтому, как правило, мы находим партнеров из других отраслей, - и организуем соревнования на очень высоком уровне, если сравнивать с аналогичными мероприятиями сибирского масштаба.
В клубах создают мифы
- Вы единственный, кто на этом рынке выстроил сетевой проект. Почему было принято решение именно о таком варианте развития своего бизнеса?
- Это вообще моя жизненная позиция – чтобы было много точек опоры. Только тогда будет надежность и успешность. Преимущества сети, особенно эконом-формата, очевидны: оправданы затраты на рекламу, есть хорошие возможности для модернизации. И многие спортсмены, которые в свое время открывали клубы, могли пойти по этому пути, однако почему-то остались на уровне одного зала. И это не только на Алтае – так во всей Сибири.
- Клубы открывают не только спортсмены… Как вы оцениваете профессиональный уровень участников рынка?
- К сожалению, многие открывают спортивные клубы от нечего делать. Как в сфере салонного бизнеса развито, что муж своей жене бизнес дарит для развлечения, - чтоб не скучала, так и здесь. В результате получаются тупо скопированные западные технологии и форматы, не адаптированные к нашим реалиям, и, естественно, совершенно непрофессиональный подход. Правда, он часто бывает оправдан с точки зрения бизнеса. Но я отношусь к своему делу не только с позиции зарабатывания денег. Считаю, что должен быть честным по отношению к людям, которые хотят с помощью тренажерного зала стать лучше. К примеру, любой инструктор модного фитнес-клуба знает, что местного эффекта жиросжигания не существует. Однако за $10-20 c удовольствием составит комплекс упражнений, которые "избавят" клиента от ненавистных отложений на бедрах. Тренеры в "Сотвори себя" обязаны давать только правдивую информацию, пусть это и не всегда коммерчески выгодно. Еще одна "неправильная" вещь – система помесячной оплаты абонемента, которую я сохраняю в сети. Неправильная сточки зрения бизнеса, но очень удобная для клиентов. Продавая годовую карту, важно провести красивую презентацию, убедить человека начать "новую жизнь". Однако статистика говорит, что большинство людей бросают заниматься в первые 90 дней, а средняя посещаемость составляет 4,2 раза в месяц. Ежемесячная оплата помогает избежать многих проблем при отказе от членства в клубе.
Что часто происходит в фитнес-клубах? Купил клиент карту – и к нему уже никто не подойдет. Мол, ты персональные тренировки купи, и тогда мы тебе все расскажем. Или почему часто на тренажерах не ставят облегченный старт для поднятия веса? А чтобы вес помогал персональный тренер! В клубах создают мифы, чтобы человек чувствовал свою беспомощность и понимал, что без персонального тренера он не получит результата. А я ориентирую тренеров, чтобы больше работали с клиентами, все объясняли. Мне важно, чтобы клиент развивался, и я постоянно "держу руку на пульсе": появляюсь в каждом клубе практически ежедневно и спрашиваю посетителей: вам это объяснили, вы прогрессируете? А если человек позанимался, употел и не получил результат, он всем расскажет, что все это - только для тупых качков-мазохистов, которым нужны мышцы. И уйдет из зала, из спорта. А дело в том, что он просто не получил компетентную и полную информацию.
- А что вы скажете о модных течениях в вашей области: тоже мифология?
- Не всегда то, что модно, оказывается эффективным. Главное, чтобы заниматься было интересно. На деле все упирается в физиологию и элементарную арифметику: вот избыток калорий и вот недостаток физических упражнений. Важно, в первую очередь, привести человека к тому, чтобы он от пельменей на ночь отказался! Сама тренировка сжигает калорий меньше, чем их в шоколадке. И, если не соблюдаешь правил питания, занятия оказываются бесполезными, вне зависимости от модности течения и статусности тренера.
Я же сам бывший "качок" и помню старые добрые традиции отношений клиент-тренер, когда в клубах была дружественная атмосфера. А что сейчас? Руководство запрещает инструктору разговаривать с клиентом дольше пяти минут, - чтобы лишнего не рассказал! Мне не приятно, когда любимое дело ставят на поток, на коммерческие рельсы. Да, бизнес должен приносить деньги. Но лично для меня финансовая составляющая – на втором плане. Я и сеть начал развивать потому, что увидел, как непрофессионалы, вложившие в этот бизнес свободные деньги, стали уничтожать то, что мне близко. А я хочу это сохранить.
Справка
Старыгин Александр Семенович родился 27 мая 1975 года. Г-н Старыгин окончил отделение ИИТ Алтайского политехнического института. В период с 1992 по 1997 год Александр стал чемпионом Алтайского края по бодибилдингу, абсолютным чемпионом Кубка России и вице-чемпионом Европы. С 94 г. г-н Старыгин - автор и ведущий телепрограммы "Сотвори себя", с 97 г. – владелец и директор клуба "Сотвори себя". Сейчас Александр - президент федерации бодибилдинга и фитнеса Алтайского края, лидер общественного движения "Сотвори себя" и глава одноименной сети фитнес-клубов.
Александр Старыгин женат, воспитывает двухлетнюю дочь. Александр играет на гитаре и поет, любит рисовать. Из серьезных занятий выделяет пилотирование. "Сначала я не очень хорошо переносил перегрузки. Но преодолел себя, поймал драйв, и захотелось совершенствоваться. Ощущения, которые ты испытываешь при пилотировании, очень хорошо прочищают голову! Увлечение полетами перешло и на рисование: я теперь любой самолет нарисую, причем, весьма точно". Кроме того, г-н Старыгин увлечен сноубордингом. "Мне нравится фрирайд и прыжки с трамплина, где я могу выполнять вращение на 360 градусов".
Самое важное - в нашем Telegram-канале