Спорт

Денис Капустин — о краевой федерация бодибилдинга и особенностях алтайской фитнес-индустрии

Так, как в этом году, Алтайская федерация бодибилдинга и фитнеса, пожалуй, не блистала никогда. Спортсмены краевой сборной не только занимают призовые места и получают чемпионские титулы на конкурсах всероссийского значения, но и очень уверенно подступают к покорению международных вершин. На прошлой неделе Денис Капустин, президент краевой федерации, вернулся с чемпионата мира по бодибилдингу в Эквадоре, где впервые попробовал себя в роли судьи турнира такого уровня. Мы поговорили с г-ном Капустиным о том, как ему удалось построить не только собственное тело, но и спортивную федерацию.

С чистого листа

— На официальном сайте вашей организации значится: региональная федерация бодибилдинга и фитнеса Алтайского края организована 14 октября 2010 года. Мне казалось, летопись федерации ведется с 1991 года.

— Официально первая наша федерация перестала существовать в 2007 году. От нее ничего не осталось кроме имени, и об этом мало кому было известно. Я сам узнал только в 2010 году.

Однако работа велась и тогда. Просто с другими организаторами и по-другому. Так, раз в год проходил турнир Алтайского края, потом довольно нерегулярно конкурс "Сотвори себя". Кроме того, в 2009 году Александр Старыгин, известный шоумен и прежний президент федерации, на высоком уровне провел в Барнауле Кубок Сибири. В общем и целом это все. Ничего другого тогда не было.

— Чему вы посвящали себя в то время?

— До 2005 года я выступал сам, после 2007-го тренировал основной состав сборной края. А в 2010 году мы вместе с Александром Барбашиным, нынешним вице-президентом федерации, решили рискнуть и провести в Барнауле межрегиональный турнир. Собрали спонсоров, прессу, договорились с крайспортуправлением и сформировали беспрецедентный призовой фонд для турнира "Алтай-2010" — 115 тысяч рублей (в прошлые годы это было порядка 60–70 тысяч). На соревнования приехали спорт­смены со всех близлежащих регионов…

Думаю, именно поэтому после гибели Александра Старыгина меня единогласно выбрали новым президентом федерации. Я искренне не стремился к этому, не чувствовал себя руководителем, но так как уже вплотную занимался этим, было жалко отдавать в "плохие руки", решил согласиться. И вот когда пришло время подавать документы и отчеты в спорт­управление, выяснилось, что федерации-то не существует уже второй год. Все начинали заново.

— Насколько это экономически интересная структура?

— К сожалению, в нашей стране почти все спортивные федерации убыточны. Есть более убыточные, есть менее. Я не только о бодибилдинге сейчас говорю.

— Вообще статус федерации дает возможность участвовать в конкурсах и грантах. Вы пользуетесь этой возможностью?

— Мы обращаемся за помощью к властям, но стараемся не переступать тонкой грани, разделяющей сотрудничество от зависимости. Приятно, что нам идут навстречу в краевом управлении по культуре и спорту. Особо ощутимая поддержка изначально исходила от Анатолия Ефимовича Гиганова, заместителя начальника ведомства. На данный момент управление финансирует аренду залов для проведения соревнований, оплачивало некоторую часть призового фонда, кубки и, что немаловажно, все поездки спортсменов за пределы Сибирского федерального округа.

Что же касается грантов… Честно говоря, я не спешу этим заниматься. Нам периодически поступают предложения от администраций районов города, но я пока вежливо отказываюсь.

— Тогда логично спросить, зачем вам вообще этим заниматься?

— Вот что такое федерация? Это только энтузиасты. У нас здесь больше никого другого нет. Михаил Перваков, нотариус по основному роду деятельности, помогает нам по юридическим и финансовым вопросам, Александр Барбашин — он у нас самый пробивной — сотрудничает с управлением по спорту. Например, осенний чемпионат края на 90% организовал бизнесмен Сергей Беляев. Много людей просто очень сильно помогают, кто чем может. Честно говоря, у нас на Алтае еще все не так плохо. Например, многие федерации завидуют тому, что власти помогают нам в поездках. В большинстве регионов вообще ничего не дают.

Это приводит к определенным последствиям, конечно. Думаете, почему в России много абсолютно нерабочих спортивных федераций? Потому что нет тех, кто готов заниматься этим фанатично, просто для себя.

Даже взять нас: до 2010 года не было ни одного призера российского чемпионата. В 2009 году заняли 42-е место в командном зачете на России, в этом сезоне — шестое.

Почти фигурное катание

— А что помимо побед ваша федерация может предложить Алтайскому краю?

— Нам было бы интересно сделать школу или центр подготовки спортсменов, как, например, в Калининградской, Брянской областях и некоторых других регионах. В Иркутске есть единственная в мире детская школа бодибилдинга "Атланты". Ее директор Юрий Сизых создал более 200 тренажеров для детей от четырех до 10 лет по чертежам лучших мировых марок. Он потратил на это более 10 лет, но зато его модели не уступают мировым стандартам. Правда, на то была политическая воля. Чтобы создать школу у нас, как вы понимаете, тоже необходимо желание чиновников.

Вообще, как я уже говорил, мы могли бы быть полезны в силовой подготовке любого вида спорта. Я, например, плотно работаю с Иваном Ермолаевым, нашим лучшим спринтером. Специализированную тренировку он, конечно, выстраивает с тренером по легкой атлетике, а питание, силовые и восстановительные упражнения делает по моим комплексам. Также у меня есть успешный опыт работы с пловцами и конькобежцами.

— И все-таки бытует мнение, что бодибилдинг — это какой-то недоспорт… Что вы скажете по этому поводу?

— О, вы буквально наступили на мою любимую мозоль. Я могу на эту тему говорить часами. Итак, для начала, кто видел тренировки бодибилдеров, тот поймет, что это далеко не самый простой вид спорта. Не все тяжелоатлеты выдерживают такую интенсивность и сложность. Я уже не говорю о диете…

Противники любят упрекать в том, что наш вид спорта — показуха. Но ведь есть масса других основанных на зрелищности видов спорта, которые, несмотря на это, все же признают. Возьмите хотя бы фигурное катание.

Ну, и последнее, задумайтесь: как спортсмены из всех других прекрасных областей поддерживают физическую форму? Где они это делают? Правильно, ходят в спортзал. С хорошим тренером на тренажерах прорабатываются все системы организма, за исключением разве что сердечно-сосудистой. По сути, бодибилдинг — самый массовый вид спорта и лучший вид физкультуры.

Бодибилдинг VS фитнес

— Почему же, несмотря на популярность, о которой вы говорите, мало кто из предпринимателей позиционирует себя со стороны бодибилдинга? Большинство ограничивается приставкой "фитнес".

— Все это тонкости терминологии. Что такое бодибилдинг? Дословно — это телостроительство. То есть, когда человек приходит в зал и говорит инструктору: "Мне надо вот здесь убрать, здесь добавить, здесь оставить, как есть", а тренер соглашается, — это бодибилдинг. Почему? Потому что они буквально будут строить тело: применять специальные системы тренировок и питания, планировать периодизацию и прочее. Это, конечно, большая ответственность за результат. А теперь: что такое фитнес? Двигательная активность. Это прекрасно, замечательно, шикарно. Ни залу, ни инструктору не надо прилагать особых усилий.

Некоторые нарочно говорят клиенту: "Зачем вам что-то менять? Вы просто ходите, будете хорошо себя чувствовать и превосходно выглядеть". Человек ходит регулярно, а результата нет… А все потому, что тренер не может или не хочет научить.

Грубо говоря, в фитнесе нельзя спросить за результат. Именно это в свое время привело к массовому закрытию спортивных залов в США. Эту проблему, кстати, поднимал известный бодибилдер Джо Вейдер. Он писал, что за десять лет в Штатах практически не осталось залов. В месяц закрывалось по нескольку, люди не хотели ходить. Почему? Потому что не получали результата. Потому что бизнесмены предлагали массу заманчивых программ, которые, однако, не оправдывали ожиданий.

Сегодня в Америке всего несколько крупных центров, но внутри они разбиты на небольшие авторские студии.

— А как, по вашим оценкам, развивается фитнес-индустрия в Алтайском крае?

— Начнем с того, что фитнес главным образом сконцентрирован в Барнауле. Довольно большое количество залов есть в Бийске, но они представлены в виде небольших студий.

Фитнес-центры краевой столицы — это такая довольно закрытая структура примерно с одним и тем же менеджментом и набором услуг. В нее входят "Магис", "Сафари", "Аврора" и "Адриатика".

Что отличает центры, которые я выделил? Они все прекрасно оборудованы. В залах стоят самые дорогие тренажеры лучших мировых брэндов — это очень достойно. В том же Новосибирске на оборудовании предпочитают экономить. Наши везут только лучшее. Ходить в такой клуб не только очень удобно, но и очень престижно.

— А как насчет специалистов?

— Ну, кадровой проблемы сегодня не существует разве что в Москве и Питере.

— И все-таки форматы фитнес-центров не всем удобны, а потому активно открываются клубы экономкласса. Что скажете об этой нише?

— Экономкласс действительно очень популярен. Это залы, которые обычно расположены рядом с домом и рассчитаны на определенный контингент — людей, которым нужна помощь или хотя бы консультация тренера во время занятий. Все-таки в крупных центрах по негласному уставу с клиентами более пяти минут бесплатно не разговаривают.

Некоторые почему-то думают, что маленькие залы — это очень доходное дело. Это совершенная ошибка. Ко мне часто приходят за консультацией вроде: "Денис, я вот зал хочу открыть, подскажи, что надо делать". Замечу, что на большие прибыли рассчитывают люди, которые вообще не разбираются в спорте и том, как построен спортивный бизнес. Для меня тем более странно, что таким образом рассуждают, как правило, не олигархи, а предприниматели средней руки, которым надо вкладывать деньги с умом. Чтобы зал приносил доход, надо находиться в нем самому, а не бросать все на плечи инструкторов.

Блиц-опрос

— Сколько дней продолжалась ваша самая сложная диета?

— 90 дней.

— Сколько жмете от груди?

— 150 кг.

— Ваше любимое блюдо?

— Салат "Сельдь под шубой".

— Какие спортивные добавки предпочитаете?

— Гейнер и креатин.

— Что сейчас читаете?

— Толстого.

Цифра

Более 10 часов ежедневно Денис Капустин работает инструктором и персональным тренером.

Справка

Денис Капустин родился 7 апреля 1980 года в Барнауле. После школы окончил строительный колледж и затем факультет физической культуры Алтайской краевой педагогической академии. В этом году подтвердил звание тренера высшей категории. Под его руководством занимаются Александр Барбашин, серебряный призер чемпионата "Арнольд-классик", чемпион России в категории "классический бодибилдинг", победитель региональных соревнований, а также серебряные призеры чемпионата России Александр Рябинин и Дмитрий Крылов.

Бизнесмен, является совладельцем сети фитнес-клубов Hardcore-gym, разделенной на три тренажерных зала экономкласса. В штате Hardcore-gym восемь инструкторов, все они действующие спортсмены.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость