Как все начиналось
«Арена» — инженерно-строительная компания. Она построила первый в Барнауле частный дворец «Динамо», отремонтировала Дворец спорта. В столице Бурятии Улан-Удэ «Арена» реализует грандиозный по масштабам проект — возводит огромный спортивный комплекс, аналогов которому в регионе нет.
Когда все только начиналось и на окраине Барнаула строилась «Карандин-Арена», встал вопрос ее оснащения. Собственные хоккейные борты и холодильное оборудование компания уже делала. А вот ледозаливочные машины — нет, но попробовать хотелось.
Михаил Дроздов, гендиректор компании «Арена», рассказал: на сбор первого экспериментального образца ушел целый год.
Машина получилась как смесь бульдога с носорогом: от старой ледовой машины Zamboni инженеры взяли раму и бункер, к ним добавили двигатель и мосты от Mitsubishi Delica, фары от Toyota Land Cruiser Prado. Остальное собирали где придется.
В итоге получилось, то, что получилось: первая барнаульская ледозаливочная машина с множеством технических изъянов явно требовала доработки.
Сейчас ледовый «первенец» скромно стоит на территории производства, но бросать его никто не собирается. «Машина-зверь» либо со временем уйдет на постамент конструкторской славы, либо все-таки будет доработана, ведь на нее когда-то были потрачены немалые деньги.
Как ледовые машины собирают сейчас
ICE-D — это уже третье поколение машин. Второй по счету образец хоть и был получше первого, но все равно не тянул на серийный.
Свои новые ледозаливочные машины «Арена» собирает в цеху на территории завода «Сибэнергомаш». Здесь теперь сосредоточено производство всех комплектующих для хоккейных комплексов — от холодильных установок до бортов и зрительских сидений.
Сейчас на сборку одной машины годы уже не нужны — на все требуется около трех месяцев.
Собирают ICE-D непосредственно два человека, не считая, например, газовщиков, устанавливающих на машине свое оборудование, и электриков, которые адаптируют двигатель под определенные задачи. Покраска деталей тоже делается на стороне.
С учетом конструкторов, инженеров и снабженцев, которые работают в «Арене», в создании ледозаливочной машины участвуют порядка 10 человек. Это уже целая команда.
Из чего состоит машина
ICE-D в каком-то смысле дитя отечественного автопрома. Двигатель у нее от «Газели», все подключаемое навесное оборудование тоже «газелевское».
Колеса, мосты и раздатка — от УАЗа. Работает машина и на бензине, и на газе. Первый используется на старте, чтоб прогреть двигатель, затем система переключается на газ. Все как в полноценном автомобиле.
Как работает машина
Технология заливки льда принципиально не меняется уже много лет. В специальную емкость заливается горячая вода температурой около 60 градусов. Машина едет и срезает верхний слой льда специальным ножом.
Сзади льется горячая вода, которая топит лед, заливая все неровности. А специальное приспособление — «утюг» — разглаживает поверхность.
Выступающей щеткой машина подбирает снег у кромки бортов.
Ткань, через которую пропускают горячую воду, — это обыкновенная микрофибра. Швабры и салфетки для домашней уборки делают из нее же.
Для заливки льда микрофибра отлично подходит: она хорошо впитывает воду и равномерно распределяет ее по поверхности.
Машина IСЕ-D чуть меньше по габаритам по сравнению с своими «сородичами» — это ее преимущество. С такими размерами она лучше заезжает в радиус ледовой площадки и аккуратнее проливает там лед.
При этом IСЕ-D вмещает такой же объем воды и снега, что и более крупные конкуренты.
Скорость самого движения машины не принципиальна, важно, за сколько она заливает лед. ICE-D выполняет эту функцию за 7–10 минут в зависимости от степени поврежденности льда и мастерства заливщика.
Что кроется в названии
Аббревиатуру ICE-D понять не сложно. Лед (ice) — это главный продукт технологичной машины. Буква D — отсыл к «Динамо». С прошлого года хоккейное движение на Алтае перешло под крыло этого спортивного общества.
Сколько требуется машин
Первая машина под маркой ICE-D уже работает на «Титов-Арене». Ту, что сейчас собирают в цеху, поедет сюда же. Всего на такой объект, как Дворец спорта, в идеале требуется три ледозаливочные машины: две рабочие, одна — резервная.
Специалисты объясняют: скорость заливки льда для крупных спорткомплексов крайне важна. Те минуты, что экономятся в течение дня при заливке двумя машинами, позволяют выделять как минимум дополнительный час тренировочного времени. А это ведь тоже деньги.
В пересчете на месяц Дворец спорта только на этом может дополнительно зарабатывать 345 тыс. рублей.
Важен и процесс заливки льда между игровыми периодами: чем он быстрее, тем больше шансов, что хоккеисты выйдут не в лужи, а на застывший подготовленный лед.
Сколько стоит барнаульская машина
В отличие от признанных мировых лидеров в сфере заливки льда — машин Zamboni и Olimpia — барнаульская ICE-D по цене гораздо демократичнее. Стоимость машины — от 8,5 млн рублей. Для сравнения, самые простые модели Zamboni (США) могут обойтись в 10–12 млн, а с учетом скачущего курса и того больше.
Понятно, что платят их покупатели за мировую марку и высокие технологии. Импортные производители, например, вовсю выпускают машины с электродвигателями, которые надо подзаряжать, как Tesla, и устанавливают автопилоты.
До таких новшеств барнаульским умельцам, конечно, еще расти и расти.
Какие есть перспективы
Пока главная задача компании «Арена» — довести до идеала технологический процесс. Для этого, в принципе, практически все есть: собственный цех, оборудование, конструкторское бюро и умельцы, готовые взяться за самый амбициозный проект. Нужно только время.
По словам Александра Федотова, начальника производства, уже в следующем году планируется собрать как минимум шесть машин ICE-D, три из которых уедут в Бурятию в строящийся ледовый дворец.
Интерес покупателей со стороны тоже есть, но на продажу машины «Арена» пока не делает — не хватает людских ресурсов. К концу года штат работников планируется увеличить вдвое.
Самое важное - в нашем Telegram-канале