Спорт

Как в Барнауле в кризис появилась компания, организующая спортивные турниры по всей стране

«Если бы хотел заработать, открыл бы пивной ларек», — говорит директор барнаульской фирмы «СпортиКо» Виктор Безматерных. В самом начале кризиса он рискнул развивать в Сибири бизнес по организации спортивных мероприятий, о котором здесь раньше мало что знали. В интервью altapress.ru Безматерных рассказал, как компания привлекает на свои турниры футбольных звезд первой величины, на сколько корпорации в кризис сократили бюджеты на спорт и почему «СпортиКо» не устраивает турниры в Барнауле.

Безматерных Виктор.
Безматерных Виктор.
Анна Зайкова

В самом начале кризиса, осенью 2014 года барнаулец Виктор Безматерных организовал в городе компанию «СпортиКо», подобных которой за Уралом никогда не было. Она предлагает услуги по организации корпоративных отраслевых футбольных соревнований. Сейчас на счету компании 15 отраслевых турниров, плюс футбольный турнир «Тотал Лига» в Новосибирске и Красноярске.

Сейчас сложнее, чем в начале

— Как у вас возникла идея этого бизнеса?

— На самом деле я оказался вынужден открыть компанию. Работал до этого ровно в такой же московской компании, возглавлял ее екатеринбургский офис. По многим причинам мне пришлось расстаться с фирмой и вернуться на свою родину в Барнаул. Я и не планировал продолжать работать в этой сфере, потому что «поднаелся» организаторских хлопот на предыдущем месте и думал, например, возглавить отдел продаж в какой-нибудь компании, потому что такой опыт у меня был. Но на прошлом месте работы мне долго не отдавали трудовую книжку, поэтому получить хорошую должность я не мог. Тогда нашел выход в том, чтобы открыть бизнес. В какой сфере работать выбор не стоял: к тому моменту я наиболее состоялся в организации спортивных турниров. Так и появилось «СпортиКо».

— Что представляет собой бизнес? Какие услуги и кому вы сейчас оказываете?

— В самом общем смысле это услуги по организации спортивных мероприятий. Но сейчас мы реализуем только собственные проекты, к которым у нас лежит душа — отраслевые футбольные и волейбольные одно- и двухдневные турниры, мини-футбольные чемпионаты в городах Сибири. Мы стараемся, чтобы они были организованы на высшем уровне. Например, обязательный пункт — приглашение звезды футбола. У нас на турнирах были Андрей Канчельскис, Евгений Алдонин, Олег Романцев, Георгий Ярцев — имена, которые знакомы каждому даже поверхностно интересующемуся футболом. Это стоит определенных денег, но добавляет престижа нашим турнирам.

Пока у нас не было опыта организации спартакиад для каких-то компаний. Но мы и не ставим цели предлагать такие услуги.

— Этот вид бизнеса новый для всего Сибирского региона. Не было ли сложно предлагать услуги, о которых еще никто не знает? Вообще какие сложности были на начальном этапе, с какими сталкиваетесь сейчас?

— На первом этапе не было столько сложностей, сколько сейчас. Мы сделали первый проект в ноябре 2014 года, как раз когда начались кризисные явления в экономике. Но это еще не ощущалось так сильно, и нам было проще. Дальше компании начали первым делом урезать бюджеты на корпоративные нужды и спортивные мероприятия. Образно говоря, если раньше они тратили на это три рубля, то сейчас — один. При этом уже ставшие традиционными турниры нам нужно развивать несмотря ни на что. Нам важно проводить их как минимум на том же уровне, и естественно показывать не худшие финансовые результаты. Стараемся, чтобы на турнирах всегда было что-то новое, и многие эти нововведения нелогичны с точки зрения бизнеса — проект может собрать на 100 тыс. рублей меньше предыдущего, но мы вкладываем в его организацию на 20 тыс. рублей больше. Да и вообще пока бизнесом это назвать сложно — многое держится на энтузиазме. Сейчас бывает, что мы работаем как на качелях: один проект окажется прибыльным, в другом еле сводим концы с концами. Но мы надеемся, что когда ситуация в экономике будет получше, мы будем пожинать плоды того, на чем сейчас набиваем шишки.

Безматерных Виктор.
Безматерных Виктор.
Анна Зайкова

— Со стороны кажется, что это бизнес, который начать довольно легко, и он не требует больших вложений. Так ли это на самом деле?

— Этот бизнес требует определенных знаний и вложений в последующем, когда нужно развиваться, когда некоторые проекты могут не приносить прибыли. А начать действительно не затратно: «СпортиКо» начался с кредита в 100 тыс. рублей. Нужны были только офис, простейшее компьютерное оборудование и персонал. Основные затраты начинаются одновременно с организацией мероприятия: аренда стадиона, оплата услуг ведущих, фотографов, черлидеров, приглашение звезды, покупка наград, воды, инвентаря.

Когда мы начали делать первый турнир, у нас на расчетном счете был ноль. Мы организовали его на те взносы, которые получали от участников. Можно сказать, что шла игра ва-банк, но я все делал с уверенностью и знанием дела.

Мы предлагали абсолютно новый продукт, были компанией без портфолио, в городе, который находится далеко. Представляю, сколько подозрений могло возникнуть у людей, которым мы предлагали свои услуги. Сейчас иногда думаю: как так мы стартанули?

— Что собой представляет компания с точки зрения оргструктуры?

— У нас постоянно работают над проектами два менеджера, есть люди, которые помогают нам в организации мероприятий в других городах. Плюс на каждом мероприятии задействовано 20−30 человек: ведущие, фотографы, черлидеры, медработники, арбитры. Люди, с которыми мы работаем, постепенно появляются во всех городах. Сейчас все в основном организуем дистанционно, а приезжаем на место уже непосредственно в день проведения турнира.

Тонкий просчет

— Сейчас мероприятия вы проводите в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, даже Сочи. И ни одного в Алтайском крае. То, что компанию вы открыли в Барнауле, было просчетом, или изначально так и задумывали?

— Мы так и планировали. Если бы мы начали организовывать крупный турнир здесь, вряд ли бы до нас смогли добраться все участники. Мы могли бы проводить турниры и тут, но это было бы дольше, сложнее и не выгодно. У нас неплохая футбольная инфраструктура, но транспортная доступность, статус города, не позволяют проводить такие турниры как в Новосибирске и Красноярске.

Мы готовы сотрудничать с кем-то, если будут предложения, но проводить свои мероприятия здесь будет пустой тратой времени.

— Такое местоположение не мешает работать на всю страну?

— Что греха таить — это не совсем удобно. Но я живу в Барнауле, здесь учится моя жена. После можно будет рассматривать какие-то другие варианты. Не исключаю, что будет переезд, потому что получается нелогично — все мероприятия у нас проходят за пределами края, а находимся мы здесь. Это дополнительная головная боль. На самом деле, я не считаю, что должен ограничиваться жизнью в родном регионе. Почему бы не поработать в другой части страны.

— Какие отрасли сегодня готовы вкладываться в спортивные занятия своих сотрудников?

— Самые спортивные, без сомнения, самые богатые — топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Также неплохо идут на участие в турнирах строители, айтишники. В Москве, где сосредоточены офисы крупнейших компаний, много тратят фармацевты, медики, банки.

— А компании Алтайского края участвовали в ваших турнирах?

— Да, это Барнаульское ДСУ-4, «ХозМастер», бийский «Железобетон», «Сибтрансстрой», «СтройГАЗ», завод «Дюна», барнаульские филиалы «Авантел» и «Дром.ру».

— Получается, что сейчас вы работаете по всей стране. За счет чего выигрываете конкуренцию?

— Да, у нас участвуют команды от Читы до Минска, были команды из Донецка, из Крыма. Не скажу, что мы выигрываем, московские компании просто не рискуют идти в регионы. Для них это очень сложно.

Безматерных Виктор.
Анна Зайкова

Пространство для маневра

— Сейчас в вашем портфолио в основном футбольные турниры и один волейбольный. Зачем вам понадобилось его проводить? Турниры по каким-то еще видам спорта появятся?

— В волейбол играют на многих предприятиях. Это номер два после футбола по распространённости. Нам хотелось разнообразить линейку турниров, плюс в Новосибирске есть замечательное место, на котором можно собрать такой однодневный турнир.

Это был первый опыт проведения такого турнира. Волейбол имеет свои особенности в плане логистики. Мы даже сами не ожидали, что все пройдет так гладко. В итоге получили массу положительных отзывов. Теперь думаем, что этот турнир станет постоянным среди ТЭК, несмотря на то, что он оказался не самым финансово успешным.

Было интересно еще и потому, что в волейбол играют совсем другие люди. Футболисты более креативные, а волейболисты более дисциплинированные и не в обиду сказано, наверное, даже более культурные.

Пока этими видами спорта мы ограничимся.

— А в целом как видите свое развитие?

— Сейчас большого пространства для маневра у нас нет. Если нам расширяться, то только по географии. Если бы не кризис, у нас играли бы и другие сферы, например, торговля и банки, тогда можно было бы думать о новых турнирах. Сейчас мы себя сдерживаем. Если были бы команды, мы бы проводили и 20 турниров год. Но в данной ситуации нужно сделать так, чтобы доход приносили не 2−4 проекта в год, а побольше.

Пока не хочется выходить на компании с предложениями организовать для них спартакиаду, но если запрос поступит, возьмемся и сделаем все на высшем уровне. Потому что принципы организации везде те же — хоть в хоккее, хоть в лыжных гонках.

— Какова сейчас средняя цена участия команды в турнире?

— Она везде разная, потому что мы в первую очередь исходим из числа команда, цены аренды площадки и других расходов, которые несем. В среднем участие в однодневном турнире стоит 40−45 тысяч с команды, участие в чемпионате стоит примерно столько же.

— А ваш процент, как организаторов, от этой суммы сколько составляет?

— Около 30−40% от расходов на турнир. Но нужно помнить, что у нас есть и постоянные расходы — налоги, зарплата, аренда. Поэтому сколько прибыли мы получаем, точно сказать не могу.

— Для рентабельности сколько команд должно участвовать в турнире?

— Если вы видите, что в турнире участвует 10−12 команд, то мы ничего не заработали, если 16 команд и больше, то какая-то прибыль есть.

Недооцененный труд

— Прошлым летом вы заявляли о появлении в Сибири, и в том числе Барнауле, новой мини-футбольной лиги. В итоге в Барнауле чемпионат так и не начался.

— Да у нас была идея на базе одного сайта и одного организатора создать единый чемпионат по всей Сибири и проводить аналог Лиги Чемпионов: чтобы сильнейшие команды регионов встречались в финале. Мы пробовали организовать чемпионат в Барнауле, но у нас в городе есть очень сильный хороший организатор, который уже сделал себе имя и стал монополистом в этой нише. Мы выходили на людей, они поддерживали идею, но боялись пробовать что-то новое.

К тому же в Барнауле мы столкнулись с еще одной проблемой, которой не было ни в одном городе — чиновники начали тормозить появление этой лиги. Им было непонятно, кто мы такие, под какой эгидой собираем чемпионат, почему, зачем и кто нам дал такие полномочия.

— Получается, в других регионах мини-футбольное движение и конкуренция не так сильны, как в Барнауле?

— Перед местными организаторами нужно снять шляпу. Это действительно огромный труд. Я не считаю такие компании конкурентами — мы все делаем одно общее дело. Конкуренты могут быть в бизнесе, а это не чисто бизнес. Если была бы цель только зарабатывать, а не заниматься любимым делом, я, наверное, открыл бы пивной ларек. Куда большими конкурентами нам как раз являются кабаки и другие заведения, где люди тратят деньги, которые могли бы тратить на спорт. Если бы люди относились к спорту с большим уважением и считали, что тратить на спорт — нормально, все организаторы бы только выиграли. А сейчас этот труд недооценен.

— Все-таки Алтайский край в развитии мини-футбола какое место занимает среди других регионов?

— Я мониторю мини-футбольных организаторов по всей России. Сейчас подходы к организации и освещению подобных мероприятий развиваются бешеными темпами. Доходит до прямых трансляций матчей в любительских турнирах. Край один из лучших в Сибири по организации. Но если три-четыре года назад я бы сказал, что у нас в регионе мини-футбол по уровню организации занимает одно из первых мест в стране, то сейчас, на мой взгляд, он начинает отставать. И в первую очередь стоит на месте из-за отсутствия конкуренции.

Безматерных Виктор.
Анна Зайкова

Специальный вопрос

— Вы второй год являетесь резидентами Алтайского бизнес-инкубатора. Какие преимущества это вам дает? Есть ли недостатки?

— Раньше я считал минусом постоянные отчеты, которые нужно было сдавать представителям бизнес-инкубатора. Я к тому времени уже привык вести дела самостоятельно и так, как хочу. Потом я понял, что это скорее плюс — помогает видеть итог и двигаться дальше. Но главный плюс — хорошая арендная ставка, хорошее расположение, возможность участвовать в тренингах.

Мне кажется, бизнес-инкубатор себя не до конца реализовывает в плане взаимодействия его резидентов между собой. У нас там собрались такие яркие хорошие проекты. Мне было бы интересно узнать чуть больше о работе, например, Kennedy’s Coffee, других резидентов, но пока у нас все сами по себе.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость