Спорт

Почему тренер сборной Украины согласился работать на Алтае

Бывший старший тренер национальной сборной Украины по байдарке Михаил Рихтер в декабре прошлого года стал старшим тренером Алтайского края по гребле на байдарках и каноэ. Он рассказал "СК", как вместо солнечной Одессы оказался в холодной Сибири и когда в крае появится свой первый участник Олимпийских игр в гребле.

Михаил Рихтер.
Михаил Рихтер.
Олег Богданов

— Михаил Рудольфович, почему вы вдруг решили переехать в Алтайский край, где гребля только зарождается, из Украины, где воспитали многих чемпионов?

— Мои воспитанники Руслан Мамутов и Игорь Бак, уехавшие несколько лет назад из Украины, выступали в прошлом году за Омск, один из них позвал меня поработать над техникой. Пока я работал с ним, мой товарищ, прославленный спортсмен и тренер Яков Костюченко, посоветовал мне обратить внимание на Алтай. Я посмотрел, что здесь шикарные условия, и решил поработать здесь. Вслед за мной в Алтайский край перебрались и ребята. Здесь есть все, чтобы работать, но самое главное — заинтересованность людей. Греблю хотят развивать все, начиная от руководства региона и заканчивая директором ДЮСШ. А если есть желание, человек сможет все, ничего невозможного нет.

— Какое впечатление на вас произвел регион?

— В прошлом году я приехал сюда первый раз. Но я всегда мечтал побывать на Алтае. У меня в городе Южном Одесской области Украины есть очень хороший приятель, который отсюда родом. Он рассказывал очень многое — особенно про знаменитый алтайский мед. Я попробовал, это просто чудо природы. Такой богатый край, такая природа! А воды здесь сколько! Где угодно можно тренироваться.

Михаил Рихтер с воспитанником.
Олег Богданов

— Какие задачи вы ставите себе на посту старшего тренера Алтайского края?

— Гребля — это самый здоровый вид спорта. Это не я придумал, возьмите энциклопедию спорта, там так написано. Самая богатая кислородом воздушная подушка — 90 см над водой, там есть ионы, которые очень хорошо влияют на развитие организма. Поэтому я хочу максимально расширить географию занятий греблей в Алтайском крае. Этот вид спорта действительно очень многое дает каждому человеку.

Я хочу, чтобы в чемпионате Алтайского края участвовали хотя бы 600–700 человек. Иначе это несерьезно. Массовость очень важна: чем больше детей мы охватим, тем больше шанса на результат. Из массы обязательно выбьется звездочка, это закон. Чем меньше людей будет заниматься греблей, тем меньше шанса поймать "золотую рыбку". Мой лозунг, который я стараюсь донести до всех тренеров, такой: "Ваш чемпион сидит за партой". Это обязательно нужно знать каждому, кто работает с детьми. Когда начинал работать, я перебрал 2,5 тысячи пацанов, чтобы найти 15, из которых только три стали мастерами спорта международного класса.

— А какие задачи ставит перед вами федерация гребли?

— Первая задача не спорт, а оздоровление нации, отвлечение детей от компьютеров и телефонов.

На барнаульском гребном канале.
Олег Богданов

— Что есть в Алтайском крае для развития гребли?

— Есть все, чтобы работать и чтобы развивать этот спорт. Уже в этом году мы откроем отделение в Бийске. Я побывал там и скажу, что готов ехать туда и работать, — шикарное место именно для развития такого вида спорта, как наш: открытая вода, рядом лыжи, бассейн, спортивный комплекс.

Сейчас мы с ребятишками занимаемся в Затоне. Нужно как можно лучше развивать и это место. Во-первых, местные ребятишки тоже могли бы заниматься греблей. Во-вторых, здесь рядом школа со спортзалом, есть тихая вода, есть быстрая. Постепенно здесь можно много чего построить и сделать. Но вкладывать деньги нужно под что-то, а не просто так. Вкладывать деньги и не получать отдачи несерьезно. Я противник такого подхода, свой труд уважаю и считаю, что нужно уважать и труд другого.

— Какие вы видите проблемы?

— Главная проблема — отсутствие тренеров, которые могли бы работать на самом серьезном уровне. И мы уже начали ее решать. Сейчас пригласили Александра Сухого из Украины и Михаила Волкова из Тольятти.

Конечно, хорошо было бы воспитать своих тренеров, но этот вид спорта развивается в регионе недавно, школа создана в 2008 году. Я планирую, что после того, как нынешние мои воспитанники закончат выступать, кто-то из них обязательно останется на тренерской работе. И это уже будут серьезные тренеры хорошей квалификации, которые прошли через мои руки и многое знают.

Если бы здесь были свои чемпионы и призеры Европы, мира, Олимпийских игр, с этим было бы проще. Но я уверен, что и в Алтайском крае они появятся. Моя система, которая сегодня работает, дает то, что в городе Южном, где 30 тысяч населения, есть все титулы мира. Там в первенстве городского клуба участвует больше 300 человек. Поэтому еще раз говорю: первая задача — нарастить массовость.

— Активно греблю в регионе начали развивать только несколько лет назад. Когда, по вашему мнению, можно ждать результатов?

— Я считаю, что еще три года точно нужно ждать. У нас есть талантливые ребятишки, но чтобы поднять их на уровень, когда можно замахнуться на попадание в сборную России, нужно работать еще три года.

Михаил Рихтер.
Олег Богданов

— Почему гребля так популярна в Украине?

— Там много очень хороших специалистов, много любителей и фанатов. Херсон был колыбелью советской гребли, и эти традиции там сохранились. При этом я не скажу, что в Херсоне больше воды, чем у вас. Поэтому я уверен, что и здесь все будет и через несколько лет вы скажете: "Да, таки тот дедушка с Одессы говорил правду".

— Почему из Украины в последние годы уехало так много гребцов? Только за Алтайский край сейчас выступают Андрей Крайтор, Алексей Коровашков, Игорь Бак, Руслан Маутов, которые сменили гражданство на российское.

— Там просто много талантливых людей, а места в сборной всем не хватает, как бы этого ни хотелось. В Лондоне почти все олимпийские медали для России завоевали уроженцы Украины. А по количеству медалей в этом виде программы Украина опередила Россию на этой Олимпиаде.

— Дело в таланте спортсменов или тренеров?

— Очень неправильно, когда превозносят спортсмена, а тренера забывают. А кто его слепил, кто сделал чемпиона из этого теста? В этом деле главная фигура — тренер. А у нас привыкли тренера принижать, а спортсменов возвышать. А пусть он сам сядет в лодку и попробует чего-то добиться.

Тренер — это вообще особенный человек. Им стать невозможно, им нужно родиться. Если тренер посмотрел на часы, его нужно гнать. Тренерство — творческий процесс, который не может быть регламентирован. И от этого тоже зависит уровень специалиста, а не только от того, что у него семь пядей во лбу. Главное — желание и умение создать мотивацию детям.

Дети должны видеть пример. Я всю жизнь говорю: нет плохих солдат, есть плохие командиры. Плохих детей нет, есть плохие мы.

На барнаульском гребном канале.
Олег Богданов

— С мотивацией у наших детей все в порядке?

— Телефоны, планшеты — это все губит людей, а они даже не понимают этого. Они настолько простые, как рваные сандалии в революцию. Не понимают, что это создано для того, чтобы люди деградировали, а не развивались. Самое плохое, что этому очень подвержены дети. В Украине все то же самое.

— А уровень организации спорта отличается в России и Украине?

— В России в целом уровень намного выше. Но самая лучшая известная мне организация труда — та, которую мы создали у нас в клубе в городе Южном. Он работает как цех Одесского припортового завода, руководит им не председатель клуба, а начальник цеха. Сначала мы открыли детско-юношескую спортивную школу при профкоме завода, потом организовали спартакиаду для всех рабочих по разным видам спорта. Так как интерес к спорту оказался высоким, руководство решило сделать клуб одним из цехов завода. Эта система до сих пор работает и дает хорошие плоды. Клуб я открыл в 1987 году, а в 1999-м у нас появилась первая медаль чемпионата Европы, и по сей день наши воспитанники привозят медали с мировых первенств.

Сегодня 75–90% сборной Украины сформировано из воспитанников клуба припортового завода. Я хочу попробовать сделать здесь так же. Может быть, не такой высокий процент, но хотя бы какое-то количество спортсменов поставлять в сборную страны. Для этого нужна организация труда, которая обяжет спортсмена отвечать за вложенные в него и его подготовку средства. Я буду нацеливать каждого на это: хочешь зарабатывать — пожалуйста, но отдача от тебя должна быть.

— За Алтайский край с прошлого года выступают приезжие уже готовые чемпионы. На этот счет можно услышать много мнений. Зачем это нужно?

— В этом есть необходимость. Когда детки видят перед собой олимпийского чемпиона, чемпиона мира, глаза у них загораются. Создается внутренняя потребность заниматься спортом, мотивация. Я понимаю, что это могут посчитать неправильным. Но так же можно сказать и про меня: зачем нам этот приглашенный тренер?

Михаил Рихтер.
Олег Богданов

— С какого возраста нужно начинать заниматься греблей?

— Нельзя набирать детей с 5–7 лет. Это преступление, это калечит детей. В таком возрасте ребенок как травка, которая только-только выходит из земли, он еще очень хрупкий.

И еще очень многих людей губит желание тренера добиться быстрого результата. Они губят их скоростными работами, к которым ребенок не готов. Внутренние органы развиваются постепенно, и этого не опередить, умнее природы никто никогда не будет.

Я убежден, что заниматься спортом нужно начинать с 12 лет. Греблей можно начинать заниматься и позже, потому что это тяжелый вид спорта. Даже для того, чтобы нести лодку, нужна сила.

Каждому тренеру нужно помнить, что он сам был ребенком. С детьми нужно играть, беседовать, объяснять, шутить. Нужно помнить, что они дети.

— Какие еще качества нужны ребенку для занятия греблей на байдарке и каноэ?

— Я беру детей, которые отличаются более высоким ростом. Для занятий греблей подходят крепкие ребята, потому что это очень тяжелый вид спорта, который требует большой выносливости. Но прежде всего должна быть внутренняя сила, мощные волевые качества. Способность стать олимпийским чемпионом зависит только от внутреннего состояния.

На барнаульском гребном канале.
Олег Богданов

— В 2016 году на барнаульский гребной канал приедет готовиться к Олимпиаде в Токио олимпийская сборная России. Что это даст развитию гребли в регионе?

— Я думаю, что алтайские гребцы уже будут в ее составе. Вот к чему я стремлюсь. Иначе зачем я сюда приехал за четыре с половиной тысячи километров от дома? Я не в том возрасте, чтобы заниматься дурью. Я хочу завершить свою тренерскую карьеру олимпийской медалью. Так получилось, что у меня есть чемпионы и Европы, и мира, но олимпийского чемпиона воспитать не получилось.

Досье

Михаил Рихтер родился 27 января 1947 года. Сын немца и уроженки Урала. Всю жизнь прожил в Одессе. Первый раз сел в лодку в 1966 году прямо перед армией. В 1968 году уже выполнил норматив мастера спорта СССР, а в 1969 году участвовал в чемпионате СССР. В разные годы выигрывал чемпионаты Украины и становился призером чемпионатов СССР.

Справка

Спортивная школа по гребле на байдарках и каноэ открылась в Барнауле 1 января 2008 года. Толчком для этого стал приезд и подготовка сборной России по гребле на байдарках и каноэ к XXIX Олимпийским играм в Пекине. Сейчас в школе работают 5 тренеров, занимаются 300 ребятишек. До конца 2015 года на барнаульском гребном канале введут в эксплуатацию спортивную базу для ДЮСШ имени Костенко. Стоимость первого этапа реконструкции канала — 163,7 миллиона рублей, из них 70 млн рублей — федеральные средства. Второй этап предполагает создание обводного канала, моста, установку стартового оборудования.

Факт

С 2015 года гребля на байдарках и каноэ входит в число базовых видов спорта для Алтайского края.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость