Спорт

«Я дышать не могла». Знаменитая Елена Вяльбе рассказала о деревянных лыжах, санкциях и новых чемпионах

В Тягуне прошло открытие лыжного сезона. Главной гостьей соревнований стала Елена Вяльбе, лучшая лыжница XX века. Она рассказала altapress.ru как сборная России справляется с санкциями, и какие условия нужны ребенку, чтобы стать чемпионом.

Елена Вяльбе
Елена Вяльбе
Анна Зайкова

Дети – наше все

– Важно ли сейчас прививать любовь к лыжному спорт детям, в частности из глубинок?

– Я бы хотела сказать, что прививать надо было не только сейчас. Надеюсь, последние свои 14 лет, я тоже это активно делала. Когда у меня есть возможность посещать подобного уровня мероприятия, я не просто прививаю, а влюбляю детей в лыжные гонки.

Поверьте мне, я бывала и в других, еще в больших глубинках, где вообще на старт выходит 17-20 человек, потому что в деревне просто больше нет детей. Я это делаю с огромным удовольствием. Я сама когда-то была ребенком, и помню те моменты, когда я впервые увидела Галину Алексеевну Кулакову, Раису Петровну Сметанину. Я дышать потом не могла.

– Вы приехали в Алтайский край только ради соревнований или, возможно, отдохнуть?

– У меня незапланированная поездка, поэтому никто к этому не готовился. Тут больше, наверное, даже какие-то моменты личные. У меня есть друзья, и те, которых уже нет. Я смогла и на могилки сходить.

Сейчас просто так совпало – у нас есть небольшой перерыв. Мы приехали в Хакасию на кубок России и между двумя этапами, чтобы четыре-пять дней, как говорится, просто так не пропадали, приехала на Алтай.

За два дня в Алтайском крае, я встретилась со многими детьми. Например, по пути в Тягун мы заехали на тренировку к маленьким лыжникам. И мне самой приятно, я получаю хороший отклик. Дети – это самое лучшее, что у нас есть. Они откровенные, задают всякие разные вопросы, фотографируются, потом видно, как они дрожат от того, что они даже просто прикоснулись и получили автограф.

Елена Вяльбе
Анна Зайкова

Лыжи и государство

– Спортивный инвентарь для лыжных гонок стоит не мало. Не задевает ли вас тот факт, что потенциальная звезда может не попасть в спорт из-за финансов? Как можно перевернуть ситуацию?

– Ну, мы же очень хотели рыночную экономику, мы стремились, чтобы у нас все было как на западе. Вот мы сейчас это получили. Я всегда считала, считаю и буду считать, что отношения к спорту лучше чем было в Советском Союзе никогда не было и быть не может, потому что лучший и самый надежный спонсор спорта - это государство.

У нас в детстве никогда не возникало вопросов, кто должен оплатить билеты на соревнования, купить какие-то лыжи, плюшки или еще что-то. Но знаете, мне кажется, что, допустим, вот у ребенка нет хороших лыж, и он не поехал на какие-то соревнования – это все-таки утопия. Тренер все видит, если ребенок способный, он находит возможность. Как говорится, всем миром помогают.

Но могу сказать, что мне в детстве мама тоже лыжи пластиковые не купила. Сказала: «Бегаешь на деревянных, и хорошо. Начнешь думать, что пластиковые легче едут, и перестанешь развиваться». Через полгода мне все равно дали пластиковые лыжи.

А что касается детей, начиная с юниорской команды, когда они приходят в сборную, все получают экипировку. Все это делается абсолютно бесплатно. У нас сейчас, слава Богу, никаких проблем нет. Наши партнеры, которые входят в пул Федерации, выполняют свои обязательства, несмотря на санкции. Нам выдают все так, как было очень давно написано на бумаге.

– Как вы можете оценить подготовку алтайских спортсменов?

– Не могу сказать, что вы впереди планеты всей, но и сказать, что вы самые последние тоже нельзя. У нас есть регионы, где огромное количество детей участвуют в лыжных соревнованиях. И там бум какой-то определенный происходит: это Тюмень, республика Татарстан. А Алтай, так скажем, в середнячках. Но, тем не менее, у нас есть отсюда и член сборной страны (Никита Денисов. – Прим. Ред.), что радует на самом деле.

Сегодня на соревнования заявилось очень много детей. Участвуют порядка 200 с копейками человек, из них больше 150 – дети. Это хороший показатель с учетом того, что я понимаю, сюда только с ближайших районов приехали, а сегодня еще и в Сосновке соревнования.

Елена Вяльбе
Анна Зайкова

Об алтайских трассах

– В нашем регионе есть несколько частных бесплатных трасс: среди них трасса здоровья в 25км, трасса компании «Пульс» и трасса в селе Санниково. Вы бывали на них?

– Я с Алтаем хорошо знакома. На трассе здоровья каталась. Мне кажется, это больше для ветеранов, для людей, которые больше даже не на лыжах катаются, а скандинавской ходьбой занимаются. И это хорошо, что в черте города есть такая возможность. В Тягуне таким людям, наверное, делать нечего, потому что реально здесь серьезные трассы, на которых должны тренироваться спортсмены.

– Из-за обилия частных трасс складывается впечатление, что государство уделяет мало внимания развитию спорта в крае. Как вы считаете, так ли это, и как ситуацию можно исправить и популяризировать спорт?

– Я думаю, не надо так зацикливаться на том, что вот это государственное, а это частное. На любой лыжной трассе все равно берут деньги за то, что ты приезжаешь и катаешься. Государственная она, муниципальная или региональная – разницы нет.

У нас вообще нет государственных лыжных трасс. Есть лыжные центры. Трассы просто должны быть в каждом регионе, чтобы у людей была возможность кататься. Вот допустим на Алтае у вас всегда есть снег. В каждом районе должна быть лыжная база, небольшая снегоуплотняющая машина и инвентарь. Для этого больших мудростей не надо. Этого уже будет достаточно для того, чтобы проводить какие-то соревнования.

– Насколько тягунская трасса подходит для соревнований и тренировок спортсменов?

– Вообще я здесь впервые. Место классное, мне очень понравилось. Вчера проехала трассу на снегоходе. Трасса реально очень сложная. Вчера еще ветераны, аксакалы, как я их называю, сказали, что если бы здесь нужно было получать гомологацию (система оценки и сертификации лыжных трасс. – Прим. Ред.), пришлось бы немного упрощать, потому что есть перебор с высотами.

Но вообще, когда трасса сложная, она подходит для любого соревнования, для любой тренировки. Лыжники должны искать места тренировочные там, где труднее. Если ты тренируешься на очень сложных трассах, то там, где будет полегче, у тебя всегда преимущество.

Что касается тренировок – в Тягуне сам Бог велел, тем более здесь можно и на большие дистанции ездить. Вот сегодня не очень много снега, но это, так скажем, аномально, поэтому я думаю, еще через пару недель здесь снега будет уже навалом. Можно будет по всему большому кругу по пятнашке (15 км) кататься. У меня желание сюда на марафон кого-нибудь из ребят из нашей сборной привезти. Может, им понравится, будут периодически тоже заезжать.

Елена Вяльбе
Анна Зайкова

Запреты – не проблема

– В перспективе, после снятия запрета, будут ли российские спортсмены отставать от иностранных соперников по уровню? Изменилась ли программа тренировок после запрета на участие в международных соревнованиях?

– Почему вы думаете, что они будут отставать? Может быть, как раз, когда мы вернемся, мы покажем, что мы еще сильнее, чем были прежде. Пока у нас есть лидеры в команде, я не думаю, что наш уровень будет падать, потому что все зависит от лидера.

Международные запреты плохи не только для нас, потому что мы не выходим на большую арену. Также они плохи для тех, кто не соревнуется с сильнейшими, ибо они не видят даже как мы тренируемся, что мы можем. Мы реально пашем, у нас очень классная команда. Я как-то не верю, что мы можем приехать и быть где-то на пятых-шестых позициях.

Программа тренировок поменялась. Раньше 80% тренировочного процесса проводили за пределами страны, а сейчас все время внутри страны. Ничего, у нас есть, где тренироваться, слава тебе Господи.

Появились ли новые соревнования внутри страны, которые позволяют оставить нагрузки на спортсменов такими же, как до запрета?

– Нет, нам ничего не приходилось добавлять по причине того, что у нас календарь соревнований был и ранее очень-очень серьезный. Он был, в принципе, похож на календарь международный, то есть идет Кубок мира, и в эти же дни всегда – кубки России. У них там чемпионат мира, у нас здесь, допустим, спартакиада или чемпионат страны.

То есть, на самом деле ничего не поменялось. И в этом году чуть-чуть увеличили количество гонок, но только по причине того, что у нас в сезоне один такой основной старт – чемпионат страны. Нет, у нас очень насыщенный календарь.

По тренировкам все изменилось на Россию. То есть теперь тренируемся в пределах страны. У нас не задействован только Дальний Восток. Единственное, куда мы выезжаем – в Армению летом, ближе к осени. И зимой перед чемпионатом страны, спортсмены, конечно сюда поедут.

У кого из молодых российских спортсменов самые большие перспективы в этом спорте?

– У нас есть сейчас очень хорошие две девочки в юниорской команде, может быть одну даже уже, слышали в прошлом году. Это Алина Пеклецова, которая прямо ворвалась стремительно в большой спорт. Катя Никитина ничем не уступает. Одна лучше в классике, другая в «коньке», но Пеклецова как-то немножко чаще выступала, допустим на кубке России.

У нас есть ребята хорошие реально, прямо совсем молодые, которые тоже «кусаются» и уже в шестерку лучших заезжают. Есть. Это радует. У нас нет проблем с набором учеников в спортивные школы по лыжным гонкам, что на самом деле, вроде бы, удивительно. А с другой стороны ничего удивительного, родители сейчас активно отправляют детей в секции. И не у всех есть возможность привести в большой теннис, футбол, хоккей, где надо с самого первого дня платить большие деньги. Все-таки лыжные гонки это достаточно бюджетный вид спорта вид спорта.

Елена Вяльбе
Анна Зайкова

Немного о «Белом снеге»

В феврале 1997 года на эстафетной гонке в Тронхейме Елена Вяльбе финишировала с российским флагом в руках. Его протянул лыжнице кто-то из толпы фанатов. Тогда между ней и ближайшей соперницей было больше 30 секунд разницы. Из-за сильного ветра, полотно выступило в роли паруса, который тянул спортсменку назад, но это не помешало ей забрать золото на соревнованиях. Позже во многих интервью Елена Вяльбе говорила, что у нее не было и мысли бросить флаг ради победы.

События в Тронхейме стали финальной сценой фильма «Белый снег». Кино вышло на экраны в 2021 году. Оно рассказывает о жизни Елены Вяльбе, начиная с детства и заканчивая триумфальной победой. Один из символов картины, как и побед спортсменки, – розовая шапочка, в которой она появлялась на всех соревнованиях.

Блиц

– Насколько события «Белого снега» соответствуют реальной жизни?

– На 99%. Не было только одного – я не летала на чемпионате мира на вертолете.

Почему вашим символом стала именно розовая шапочка?

Надо верить в Бога, а мы спортсмены – суеверные люди. Казалось, что она мне помогает. Так и стала талисманом. Я верю в Бога. Но монетка на удачу всегда была в ботинке.

Почему вы взяли флаг на соревнованиях в Тронхейме?

– На самом деле, если бы я понимала, что так далеко придется его нести, тем более против сильного ветра, наверное, я бы подумала прежде, чем брать. А вообще это эйфория. Ты какие-то вещи делаешь, не понимая этого. Такой кураж во время соревнований.

Присутствуют ли лыжи в вашей жизни сейчас?

– В этом сезоне еще не каталась, но в прошлом – достаточно активно возобновила тренировки.

Справка

Елена Вяльбе родом из Магадана. И хотя семья будущей чемпионки была совершенно не связана со спортом, интерес к лыжам возник неспроста. Рядом с ее домом пролегала лыжня, на которой постоянно проводили тренировки. С лыжами она познакомилась еще в раннем детстве, а серьезно тренироваться начала в восемь лет. В 14 лет юная Елена получила звание мастера спорта СССР.

Сейчас Елена Вяльбе Президент Федерации лыжных гонок России, носит титулы. Она носит титулы заслуженного мастера спорта СССР и России. Так же, чемпионка занесена в книгу рекордов Гиннеса, как лучшая лыжница XX века. В 1997 году на Чемпионате мира в Тронхейме спортсменка забрала все пять золотых медалей. До сих пор никому не удалось повторить ее успех.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость