Жизнь

"Бессмертный полк". Как в типографии "Графикс" готовятся к 9 Мая

На диване в приемной типографии "Графикс" лежит уже готовый транспарант с портретом бойца. Аккуратно завернутый в полиэтилен, он ждет, когда его заберут. В прошлом году отсюда вынесли больше 6 тыс. плакатов.

Акция "Бессмертный полк". Барнаул, 9 мая 2013 г.
Акция "Бессмертный полк". Барнаул, 9 мая 2013 г.
Анна Зайкова

Александр Рудь,
директор типографии:

Сейчас пока что приходит мало народу. Человек 10 в день. Почему-то люди любят ждать до последнего, так что ближе к 9 Мая ожидаем большой наплыв посетителей. В прошлом году за несколько дней до праздника мы принимали до 400 человек в день. Девушки, которые работают у нас, практически не выходили из типографии. Я им даже матрасы принес, на которых они спали поочередно. Одна занимается транспарантами – другая отдыхает. Вот так и работали перед Днем Победы…

"Графикс" – одна из немногих компаний, которая взяла на себя ответственность за подготовку к шествию "Бессмертного полка". Поскольку эта акция некоммерческая, социальная, то и цена на транспаранты, соответственно, идет лишь из расчета использованных материалов. Чтобы каждый смог позволить себе заказать плакат с портретом своего героя. "Приходили люди разные, – рассказывает Александр Рудь. – Каждый второй рассказывал свою, неповторимую историю. Приносили фотографии, которые порой пострадали от времени не меньше, чем люди в то время в боях. Иногда из них были вырваны целые куски.

Мне хорошо запомнилась одна бабушка, она приходила к нам несколько раз: просила восстановить фотографии еще довоенных лет. А там не то что трещины или царапины, половины лица просто не было. Приходилось из оставшейся части лица симметрично восстанавливать вторую. Так, конечно, нельзя делать, но выхода другого просто не было.

Да, перед нашими дизайнерами стояли сложные задачи. Сначала в работе были задействованы трое дизайнеров, а под конец пришлось привлечь еще троих – не успевали выполнять такой объем работ".

Еще сотрудников типографии просили разместить информацию на сайте "Бессмертного полка". В основном это были люди пожилого возраста, которые не могут или не умеют работать с компьютером. И в "Графиксе", несмотря на то что это не входит в их прямые обязанности, не отказывали никому. Ведь тема войны близка каждому.

"Когда мне предложили помочь в проведении акции, я не мог не согласиться, – говорит Александр Рудь. – И в 2013 году я тоже вместе во всеми принял участие в шествии "Бессмертного полка". У меня воевал мой дедушка, Иван Прохорович Дронов. В свое время он рассказывал много историй о том нелегком времени. Мой отец писал о нем в своей книге".

"В этом году я снова возьму его портрет, и мы обязательно вместе примем участие в параде "Бессмертного полка", – говорит Александр.

Из книги Василия Рудя "Я шагаю по земле":

17-летним пареньком попал наш отец на фронт, в самое пекло – под Курскую дугу. Всем известны танковые сражения того побоища. В войсках не хватало средств противотанковой обороны. Бороться с танками приходилось им, пехотинцам.

Отец рассказывал, как, укрывшись в небольшом окопчике, смотрел, как на него шел фашистский танк. Страха не было – исчез, притупился, был расчет – подпустить поближе и поджечь бутылкой с горючей смесью. И только он занес над головой бутылку для броска, как осколок или пуля разбили ее и пылающая жидкость полилась. Сгореть бы бойцу, но тут повезло, разорвавшимся рядом снарядом его засыпало землей. После боя бойцы откопали его полуживого, дали "обезболивающей жидкости", попросту стакан спирта, и снова в бой. На обгоревшие руки, шею, лицо никто не обращал внимания…

… Его, паренька из алтайской деревни, послали прикрывать радиста, корректировавшего огонь артиллерии в тылу немцев. Нужно было разрушить узловую станцию, забитую эшелонами с пехотой противника.

Немцы сразу почуяли неладное: слишком прицельно велся огонь. Стали прочесывать окрестности. Казалось, выхода нет. И тогда они вызвали огонь на себя…

Когда наши войска взяли станцию, их двоих, полуживых, оглохших, откопали из небольшого окопа. Это была, как говорил отец, его первая награда – орден Красной Звезды…

Дожил Иван Прохорович до 73 лет. До последних дней он ходил с осколками в голове от полученного тогда ранения.

Надежда Чехович

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость