Погибший источник
По официальным сообщениям, в окрестностях Онгудая идет строительство базы Газпрома, на проведение дороги к которой выделило деньги (более миллиарда рублей!) правительство РФ. Дорога примыкания к Чуйскому тракту (М-52) начинается от 651 километра перед деревней Хабаровкой. Мы ехали по этой дороге вдоль Урсула, и перед нами предстали изуродованные горы со снесенными отрогами, разъезженными стройплощадками.
Среди разрушений увидели родник, над которым стояли деревья с привязанными ленточками. Позже узнала, что к этому источнику – Аржану – люди приезжали лечиться. В его воде содержится радон. В устье Катуни тоже есть радоновые источники. Судьба их пока неизвестна.
Кости на обочинах
За прошлую зиму на этих местах были построены два заводика по изготовлению бетона. Коммуникации подводили очень быстро: за два-три дня – пролет линии электропередач. Подняли опоры ЛЭП, натянули провода, под дорогу провели дренаж и водоотвод, врезали полотно в глубь террасы, оположили склоны. Мы начали раскапывать древние захоронения в ложе строительства дороги. Стройка началась раньше, чем строители договорились с археологами об исследовании (раскопках) древностей. Много захоронений к моменту начала наших работ уже вынесли в отвалы. Людские и конские кости валялись на обочинах дороги. Были ли в этих местах ценные вещи – а кто знает? Позже на рынках пойдет реакция. Уже сейчас там начали появляться вещицы из Горного Алтая – ножи, кинжалы.
В скифское время в Горном Алтае устраивали захоронения в очень глубоких ямах, глубина которых достигала трех метров. Яму над погребенными прокладывали огромными булыжниками, а сверху заполняли битым камнем. А еще сверху воздвигали насыпь из камней. Это был как маленький прообраз пирамид, если сравнивать с Востоком. Мы раскапывали гробницы, стараясь успеть, потому что строительство буквально наступало на пятки. Освобождали участок дороги, а через три дня он уже превращался в широкую авеню. Страшно тяжело работать в таком темпе.
На всем протяжении дороги находится четыре участка с памятниками археологии. Один участок, у деревни Степушки, буквально забит археологическими захоронениями – маленькими каменными насыпями второго века до нашей эры – третьего века нашей эры. На нашем участке длиной до двух километров шли захоронения скифского времени, а дальше к Хабаровке – более поздние, так называемые булан-кобинские. Этот обряд захоронений до сих пор еще полностью не изучен, но могильники пустили под снос – так мы теряем важную информацию из древности!
Живым не нужно
"Бетонные" заводики расширяют свою территорию, вдаваясь в археологические объекты. Вокруг них – курганное поле, плотно занятое захоронениями разных эпох. На этом поле уже потрудились строители – заложили траншеи, протащив их через курганы. Здесь идет наступление на мертвых.
Могу сказать, что реакция местного населения на стройку никакая. Наверное, легче укорять и пугать духами предков археологов за то, что они "копают могилы". В этом году одной из новосибирских экспедиций не дали провести раскопки. Но при этом на Урсуле происходило страшное – взрывали горы и святые источники. Этой силе никто и не подумал противиться.
Справка
По сообщениям пресс-службы "Газпромнефти", в Онгудайском районе строится рекреационный комплекс гостиничного типа. Он сооружается в рамках мараловодческого хозяйства, в которое входят огороженные лесные угодья и ферма по разведению маралов. Комплекс ведомственный, однако рассматривается возможность бронирования номеров не только сотрудниками Газпрома. "Газпромнефтью" утвержден генплан строительства. Завершить работы планируется в 2011 году.
Из телефонного разговора Дмитрия Пескова, пресс-секретаря премьер-министра Владимира Путина, с корреспондентом "Собеседника", опубликовавшего статью о стройке:
В любом случае к федеральной власти это строительство отношения не имеет. Кстати, мы проверяли – дорога идет по старому руслу реки и никакие могильники не затрагивает.
Самое важное - в нашем Telegram-канале