"Мы не победим дракона диктатуры, пока не накажем – пусть посмертно – каждого палача", – считают одни. "У нас была великая эпоха, нам и теперь нужна твердая рука", – говорят другие. "Было и плохое, и хорошее, давно пора все забыть и начать новую историю", – уверены третьи.
Убить дракона
Владимир Рыжков
политик и публицист:
– Моя позиция очень простая: в Москве должен быть величественный общенациональный Мемориал жертвам репрессий – пока что лежит Соловецкий камень на Лубянке, который положили, кстати, общественники, не государство. Должен быть Музей политического террора. Должен быть Институт национальной памяти, который будет вести работу по восстановлению всех имен. До сих пор больше половины имен жертв политических репрессий не восстановлены – представляете? Должны быть названы имена всех палачей, которые пытали, расстреливали, фабриковали дела… Если эти люди живы – их надо лишить всех званий, привилегий и персональных пенсий, если умерли – посмертно предать порицанию их имена…
Пока мы не вспомним обо всех жертвах и не помянем злым словом всех палачей – диктатура будет возвращаться к нам раз за разом. Потому что внутри себя мы так и не поняли, насколько это страшно, что это уничтожает человека, его душу и совесть. Забвение для меня неприемлемо. Реабилитация сталинизма? Да, я считаю Сталина кровавым палачом, одним из самых больших людоедов в истории, а попытки его выгораживания и реабилитации – государственным преступлением против памяти десятков миллионов, которые при нем пострадали.
Что далеко ходить: в соседнем с Алтайским краем Казахстане есть государственная программа по увековечиванию памяти жертв репрессий, которую курирует лично Назарбаев. Есть общенациональный мемориал, есть музеи на месте лагерей – например большой музей на месте печально знаменитого АЛЖИРа – Акмолинского лагеря жен изменников родины, открываются архивы. В этом смысле Казахстан пример для России.
Я считаю, мы никогда не победим дракона диктатуры, который сейчас просто на глазах воскресает, никогда не поставим на место наше государство, которое продолжает считать народ быдлом, не сможем остановить произвол силовиков по отношению к гражданам, пока не накажем, хотя бы посмертно, всех палачей.
Ничего забывать нельзя
Александр Родионов
писатель:
– Ничего забывать нельзя. Забудешь – повторится. Эта цикличность особенно ярко проявляется, когда страной правят сильные личности. И тут дело не столько в личности правителя, сколько вообще в природе человека.
Я сравниваю эпоху Петра и эпоху Сталина. Сильная фигура стимулирует человечка возвыситься, а возвыситься он может подлостью – и очень легко. Живет человек в тесной квартирке, хочет в лучшую – и пишет донос на соседа, сочиняет какую-то историю. А в эти периоды почему-то преобладают сочиненные истории. Скажем, целый том есть о деятельности тайной канцелярии Петра. Мошенник, вор, чтобы себя как-то обелить, кричал: "Слово и дело". И пока шел розыск, он оставался живым.
У величия всегда есть цена. Говорят: "Петр оставил великую державу". Да нет же. Крестьянина обложили 40–50 разновидностями налога – самой ободранной была наша страна после Петра. Из 200 гостей – гостями называли купцов, имевших право торговать за рубежом, – осталось половина. Целый народ в жертву величию приносить – сомнительный поступок. Петр блекнет в свете этих подробностей.
Ну а разве не проецируется эта ситуация на сталинский период? Я не знаю, какую долю составляют в процентном соотношении сочиненные дела, наветы. Но вот когда мы составляли летопись Барнаула, я столкнулся с историей про врагов народа на строительстве меланжевого комбината. Главный инженер и так далее – там была целая
команда. Самое первое строительство крупного предприятия в Барнауле, они старались, они были специалистами. И кому надо было их арестовать и расстрелять? Хотя это в определенной мере зависело от Попова. А потом и Попова расстреляли.
У нас слишком короткая память. Каждое поколение делает свои открытия. Почему? Потому что не напоминали.
А что, разве в проекте "Имя России" за Сталина голосуют потомки тех, кто пострадал во время репрессий? Голосовали те, чьи семьи никак не пострадали. Им рассказывали: было хорошо, был порядок, всего было много и дешево… Никто не отнимает у Сталина его организующей роли – но какой ценой? Это уже другой разговор. Нельзя забывать, какой ценой. Это не значит, что на всех углах надо кричать: наши предшественники в жизни были людоеды, паразиты и подлецы. Но и отмахиваться от черных полос в нашей истории совершенно нельзя. Я в этом уверен. А память – не только камень на площади, не все ходят мимо камня.
К прошлому относиться честно
Александр Ткачев
активист алтайского отделения Союза коммунистической молодежи:
– Если говорить о советском прошлом с его репрессиями и расстрелами, то к нему нужно относиться честно. Признать официально озвучиваемые цифры, использовать объективные данные для того, чтобы картина была ясна. Было много репрессий, пострадало много невинных людей. Но с позиций сегодняшней жизни об этом довольно сложно рассуждать. Потому что тогда было другое международное положение, прошедшие и грядущие войны, необходимость индустриализации – та эпоха диктовала свои требования. Так или иначе, ценою больших жертв, рабского труда большинства людей в ГУЛАГе все ж таки многие задачи, стоящие перед страной, были выполнены: достигнута индустриализация, прорыв в научной деятельности – в итоге победа в Великой Отечественной войне, послевоенный подъем. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но сложно сказать, можно ли было Сталину и тогдашнему руководству решить эти проблемы другим способом.
Я не хочу становиться в позицию ни обвинителя, ни адвоката советского прошлого. Я не сторонник обожествления Сталина, как это делают многие товарищи в КПРФ. Но в то же время я не сторонник огульного и голословного осуждения. Я считаю, что не все было замкнуто на одной фигуре и от нее не все зависело. Нужно просто честно и объективно отнестись к прошлому, попытаться увидеть его причины, сделать так, чтобы в будущем этого не было.
Я окончил школу в 1993 году, тогда были другие учебники истории. О сегодняшних я могу судить только со слов. Насколько я понимаю, по учебникам и большинству сегодняшней литературы вряд ли можно составить объективное впечатление о советском прошлом. Дело в том, что был период, когда была литература с негативной окраской по этому периоду. Сейчас много книг, оправдывающих репрессии, освещают другой взгляд на многие вещи. Взвешенных материалов достаточно мало. Чтобы оценивать объективно прошлое, нужно руководствоваться здравым смыслом, думать головой и читать, читать, читать.
Лично я в таких пережитках советского прошлого, как Ленин в Мавзолее, не вижу никакой проблемы. Более того, многие коммунисты считают логичным, чтобы власть дошла до конца в отрицании всего советского: убрали Ленина, переименовали улицы. 70 лет советского прошлого – неудавшаяся попытка прыгнуть в новую стадию развития, которую нужно проанализировать и делать новые попытки.
Самое важное - в нашем Telegram-канале