Политика

Дорогой наш кандидат. Специальное расследование "СК": сколько потратят на выборы кандидаты в депутаты?

Победа на выборах в краевое Законодательное собрание может стоить кандидату не один миллион рублей. Сколько и на что идут деньги кандидатов? Почему кандидаты не могут обойтись без черной кассы? Об этом на условиях анонимности нам рассказали эксперты - кандидаты в депутаты или работники штабов.

На что нужны деньги?

1. "Топтать округ"

Если рассчитываешь на победу - начинай работать на округе за 6-12 месяцев до начала выборов. Это общее правило всех избирательных кампаний, а саму работу опытные "политработники" называют словами "метить территорию" или "топтать округ".

"Топчет округ" кто как может. Кто-то распространяет брошюры или листовки с полезными советами для жителей. Другие открывают бесплатную юридическую консультацию. Третьи (обычно это люди с деньгами) рассылают открытки или цветы к праздникам: 8 Марта, Дню учителя. Подарки для ключевых структур или групп, способных повлиять на результаты выборов (детские сады, советы ветеранов, школы, поликлиники), обходятся будущему кандидату в 10-50 тысяч на одно заведение в округе.

Действующие депутаты могут сэкономить, если за время депутатства помогли решить проблемы жителей и учреждений округа - пробили финансирование из бюджета, организовали асфальтирование стадиона или детской площадки, награждение передовиков производства краевыми наградами и т. п. Плюс депутаты имеют право бесплатно рассказывать о себе в СМИ. И этим, если заметили, они всегда активно пользуются.

2. Печатная агитпродукция

Начались выборы - нужен "раздаточный" материал для агитаторов. 15 тысяч листовок альбомного формата обойдутся в 10 тыс. рублей. Чтобы заклеить округ агитлистовками, нужны: автомобиль (200 рублей за час), разносчики (по 600 рублей каждому за расклейку по округу). Это, правда, минимальные расценки.

3. Наружная реклама

На "наружку" до недавнего времени действовали "двойные тарифы". Так, по некоторым данным, на прошлых довыборах в крайсовет модуль стоил для одних кандидатов 30 тысяч, для других 50. Сегодня размещение трассового модуля стоит 25-30 тыс. рублей.

Если кандидат захочет сэкономить, он может разместить баннеры на балконах домов. Их изготовление стоит 700-800 рублей, оптом - 600. Необходимо позаботиться и о заключении договора с жильцами о размещении.

4. Работа штаба

На оплату работы штаба нужна сумма не меньше избирательного фонда - около 600 тысяч. Если же кандидат неизвестен, нужно гораздо больше - в три-пять раз. Все это идет на оплату аренды офиса, телефонные звонки, зарплату начальнику штаба и агитаторам.

5. Агитация в СМИ

На агитацию в СМИ хватает избирательного фонда, если не использовать телевидение. Статья в газете стоит 50-60 тысяч - и это только за публикацию. Телевидение на выборах в КЗС используется реже. Некоторые пиарщики считают, что на местных выборах это не оправданно.

6. Акции

Песни, пляски и прочие акции на порядок эффективнее раздачи печатной продукции, наружной рекламы и прочего. Самое дешевое - провести пикет с раздачей листовок. На трехчасовой пикет кандидат может потратить около 4000 рублей. В целом же проведение акций очень дорогое мероприятие.

7. Место в списке

За место платят, конечно, только те, кто идет в краевой парламент по партийным спискам, и то не все. Раскрученным кандидатам раскошеливаться нет необходимости, напротив - само их присутствие в списке положительно влияет на результат. Деньги, внесенные кандидатом-списочником, идут на оплату работы штаба и всей кампании. Если в первой десятке списка есть крупный бизнесмен, скорее всего это спонсор. "Проходное" место в списке может доходить до 7 млн. руб.

8. Подкуп избирателей

Это, конечно, дело абсолютно незаконное, но, к сожалению, многие "денежные мешки" его используют. Чаще подкупают не деньгами: меняют двери в подъездах жителей округа, асфальтируют спортплощадку, высаживают деревца, дарят торты директору и учителям школы, в которой находится избирательный участок. На довыборах в крайсовет известны такие расценки: 50 рублей перед голосованием, 50 рублей - после. Будет ли такое на нынешних выборах, можно только гадать.

Итого: на проведение эффективной избирательной кампании кандидату-одномандатнику требуется 10-15 млн. рублей.

Действующему депутату, который все четыре года работал на округе и опирается на административный ресурс, кампания обойдется дешевле, но чаще его затраты все равно будут не менее 3 миллионов. Если же округ сельский, кандидату предстоят меньшие затраты - от миллиона рублей. Но многое зависит и от соперников на округе. Самые большие деньги тратятся против "авторитета" - известного или хорошо раскрученного кандидата. Бюджет в таких случаях вырастает в несколько раз.

Парламентская партия, для того чтобы пройти в Заксобрание, должна затратить около 10 млн. рублей за место.

Буква закона

Законом установлены предельные суммы, которые кандидат или партия могут потратить на избирательную кампанию. Оговорено и то, откуда и в каких размерах они могут поступать, объяснила Ирина Акимова, секретарь Избирательной комиссии Алтайского края.

Кандидат-одномандатник

Избирательный фонд - не более 635 тысяч рублей.

Как формируется фонд. Собственные средства кандидата - не более 50% от предельной суммы. Если кандидата выдвинула политическая партия, то в фонд может поступить не более 50% от партии. Добровольные пожертвования юридических лиц - не более 50%, пожертвования граждан - не более 5% от суммы.

Залог. 95355 рублей.

Политическая партия

Избирательный фонд партии, выдвинувшей краевые списки кандидатов, - не более 12 млн. 714 тысяч 30 рублей.

Как формируется фонд. Собственные средства избирательного объединения - не более 50% от предельного размера расходования средств. Добровольные пожертвования юридических лиц - не более 3,5% (на одно юрлицо). Добровольные пожертвования граждан - не более 0,07% (на одного человека).

Залог. 1 млн. 907 тысяч 104 рубля. На этих выборах никто залог не вносил.

Выборы по-черному

Один из наших экспертов утверждает: законодательство у нас настолько жесткое, что оно просто толкает на использование кандидатами "черной" кассы. По закону через официальные счета надо оплачивать все, даже аренду транспорта, а расценки с каждым годом растут. Ну, сами посудите: большая статья в газете стоит порой 60-65 тысяч рублей (а оплата газетных публикаций идет только по официальным каналам). Напечатай какой-нибудь одномандатник десяток статей - вот и весь фонд вышел. А еще надо оплатить листовки, буклеты и прочее.

Соотношение "черной" и "белой" касс у всех разное. Бывает, что работают почти полностью легально: "На недавних довыборах мы все оплачивали официально, не прошла через отчетность только раздача спирта ветеранам на праздник, - пояснил нам один из помощников кандидата. - Но и результат был никакой: кандидат не только не прошел, но и занял одно из последних мест по числу голосов".

Называют следующие соотношения "белой" и "черной" касс: 30 на 70, 20 на 80 и даже 5 на 95.

По белому оплачиваются: реклама в СМИ, наружная реклама, официальный штаб, печатная агитпродукция. Впрочем, нередко делают так: оплачивают из избирательного фонда 1000 листовок, затем тираж допечатывают до 50000, и за дополнительный тираж деньги идут из "черной" кассы.

Из "черной" кассы оплачиваются: работа агитаторов, разносчиков агитпродукции, бензин, предварительная работа на округе (подарки), работа наблюдателей.

Фавориты и романтики

Наши эксперты выделили несколько категорий кандидатов. В зависимости от их намерений и строится вся кампания. Соответствует этому и сумма потраченных денег.

Фавориты гонки бьются за первое место. У них огромные бюджеты и все, что требуется для победы, по максимуму: штаб, приглашенные пиарщики, юристы, вал агитпродукции, бригады расклейщиков и чистильщиков, встречи с избирателями, публичные акции, меценатство на округе. Этот тип кандидата максимально расходует и "белый", и "черный" фонд.

Романтики, как правило, надеются выехать на бренде партии или собственном статусе (который они иногда неверно оценивают). Романтик, скорее всего, истратит не больше 100 тысяч. Он печатает листовки, сам их раздает, заказывает рекламу в газете, некоторые их них "топчут округ".

Спойлер не тратит деньги на предвыборную агитацию, потому что его задача - отнимать голоса у вероятных фаворитов гонки. Это человек с фамилией (а иногда и с именем-отчеством), похожей на фамилию конкурента своего заказчика-кандидата (как два Макаровых, Абрамова и Абрамава). Он работает за деньги заказчика.

Дублер также не тратит деньги, не работает на округе, его цель - создает видимость конкуренции. Он нужен одному из основных кандидатов на победу: тот уговаривает всех соперников снять свои кандидатуры (недавно одному их таких "соперников" предлагали за снятие кандидатуры 1 млн. рублей) и "конкурирует" только с дублером.

Как организовать сбор денег?

Есть несколько типов кандидатов по способу сбора денег.

Кандидат-олигарх (крупный предприниматель). У него есть свой капитал. Ему на помощь приходит "неучтенка", которая накапливается там, где есть живые деньги (торговля, в том числе бензином, ресторанный бизнес, автостоянки и пр.). Он может себе позволить потратить 10-15 миллионов на избирательную кампанию - не обеднеет.

Кандидат-команда. Он не имеет больших личных капиталов и своих средств на выборы практически не вкладывает. На проведение его кампании "сбрасываются" несколько предприятий и (или) предпринимателей, они же зачастую и уговаривают его пойти на выборы.

Кандидаты - представители среднего бизнеса. Вкладывают свои средства, но кампания получается малобюджетная, и они ограничиваются суммами, в два-три раза превышающими избирательный фонд. Шансы попасть в Заксобрание у них невелики.

Кандидаты-политики. Пытаются заявить о себе и своей позиции. Их, как правило, финансирует мелкий и средний бизнес, недовольный действиями олигархов. Кандидат рассылает письма, а еще чаще - лично просит знакомых бизнесменов, они и переводят на его избирательный счет от 3 тысяч рублей и выше.

Кандидаты- партийцы. Объявляют сбор средств среди членов своей партии.

Малобюджетная кампания

Можно ли победить на выборах, если нет денег? Единственный выход - агитация по технологии "от двери к двери" на протяжении всей кампании. Есть примеры на выборах в Барнаульскую городскую Думу, когда кандидаты побеждали "ногами", хотя без добровольных помощников-агитаторов достичь результата крайне трудно.

Другая малобюджетная схема подходит только в том случае, если кандидат известный и уважаемый во всех ключевых группах, которые могут влиять на результаты выборов. Такой кандидат ограничивается небольшим числом публикаций в СМИ, нечастыми встречами, выступлениями перед показом кинофильмов. Срабатывает, если нет противодействия административного ресурса.

Известен факт, когда человек потратил тысячу рублей на кампанию и победил. Но это скорее исключение, чем правило.

Персонажи выборов

Спичрайтер

Что делает? Пишет тексты для кампании.

Кто это? Журналисты, пиарщики, преподаватели вузов, а порой все, кто может держать ручку и складывать буквы в слова.

Где обитает? Между монитором и клавиатурой.

Сколько зарабатывает? От 10 до 100 тысяч рублей за кампанию. Нормальная оплата - 5-10 тысяч за четыре странички текста.

Чем рискует? Репутацией. Деньгами (некоторые кандидаты "забывают" заплатить).

Сборщик подписей

Что делает? Собирает подписи для регистрации кандидата.

Кто это? Пенсионеры, студенты, бывшие педагоги и люди, которые прошли закалку сетевым маркетингом.

Где обитает? В подъездах многоквартирных домов.

Сколько зарабатывает? 25-30 руб. за подпись.

Чем рискует? Наткнуться на конкурирующих сборщиков или нелояльных жильцов.

Агитатор

Что делает? Участвует в митингах, расклеивает, раздает листовки, а также уничтожает чужую агитационную продукцию.

Кто это? Переквалифицировавшиеся сборщики подписей. Лучшие агитаторы - учительницы предпенсионного возраста. Но чаще всего в агитаторы идут студенты.

Где обитает? Около крупных супермаркетов, вузов, в местах максимального людского трафика.

Сколько зарабатывает? 4-8 тысяч рублей за кампанию.

Чем рискует? Здоровьем (особенно зимой и при столкновении с агитаторами соперника); деньгами (знаем кандидата, который регулярно "кидает" своих агитаторов).

Бригадир

Что делает? Руководит сетью агитаторов (до 30 человек).

Кто это? Люди с организаторским опытом. Нередко - бывшие агитаторы.

Где обитает? Как и агитаторы - в "поле".

Сколько зарабатывает? 12-24 тысячи за кампанию.

Чем рискует? Тем же, что и агитатор.

Юрист

Что делает? Консультирует. В рамках нового закона о выборах роль юриста заметно выросла.

Кто это? Юрисконсульты, адвокаты.

Где обитает? На обычном рабочем месте: там же, где был до выборов.

Сколько зарабатывает? От 50 тысяч рублей за кампанию.

Чем рискует? Репутацией, если не сможет разобраться во всех подводных камнях нового законодательства.

Политконсультант

Что делает? Консультирует, пишет программу избирательной кампании.

Кто это? "Опытные бойцы", прошедшие несколько избирательных кампаний.

Где обитает? Там же, где и спичрайтер.

Сколько зарабатывает? От 20 до 300 тысяч - в зависимости от квалификации и уровня выборов.

Чем рискует? Зарплатой. Может остаться без части денег, если кандидат проиграет.

Что делает? Руководит избирательным процессом.

Кто это? Политтехнологи, заместители руководителей предприятий, бывшие кадры партхозактива.

Где обитает? В штабе (штаб партии, временный арендованный офис кандидата).

Сколько зарабатывает? Местные - 100-125 тысяч, приезжие - до 1,5 млн. рублей. Иногда в случае победы начальник штаба и вся основная команда получает доплату в 100%.

Чем рискует? Тем же, чем и политконсультант.

Спонсор

Что делает? Финансирует предвыборную кампанию

Кто это? Руководители крупных предприятий.

Где обитает? В офисах; на задних сиденьях Toyota Land Cruiser или Camry.

Сколько зарабатывает? Прибыль получает в "натуральной" форме: необходимых для его бизнеса законах, поправках, субсидиях, которые "проталкивает" профинансированный им депутат. Известны случаи, когда затраты на вход в крайсовет многократно окупились.

Чем рискует? Последствиями. Экономические - потеря денег в случае проигрыша кандидата, политические - если профинансирует неправильную партию.

От редакции

Победить на выборах совсем без денег, наверное, не может ни один кандидат в депутаты ни в одной стране мира. Вопрос - на что они тратятся. Лет десять назад один политконсультант учил будущих работников штаба: "Ваша задача - "продать" кандидата максимальному числу избирателей". Консультант, проводя аналогию между продвижением товаров и агиткампанией, имел в виду убеждение избирателей.

Но сегодня иные кандидаты поняли эти важные принципы с точностью до наоборот. Да, надо информировать избирателей о своей программе и о себе, но задача понравиться избирателям - не главное. Главное - надо ими манипулировать, а в случае необходимости - купить голоса или место в списке.

Кто-то, наверное, скажет: "Вот она, ваша демократия! На хрена нам такие выборы?" Но только причем тут демократия? Где она? Для борьбы с коррупцией в демократическом обществе есть инструменты: независимые сильные СМИ, независимый суд и желание политических лидеров. Похоже, чего-то из этого в нашем обществе остро не хватает.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость