Жизнь

Эксперты обсудили, что мешает Барнаулу превратиться в "умный город"

В Барнауле уже работают элементы "умного города". Среди них электронные госуслуги и проездные, система "Город" и наружное видеонаблюдение, мониторинг общественного транспорта в режиме онлайн. Но, скорее всего, пройдет еще немало времени, прежде чем они будут интегрированы на платформу с единым центром управления и "умением" обрабатывать большие массивы данных. Пока не понятно, как такая система будет функционировать, сколько стоить и как ее внедрение воспримут горожане. Эти вопросы обсуждали эксперты 28 сентября на круглом столе "Может ли Барнаул стать “умным городом”?", организованном ИД "Алтапресс".

Круглый стол "Умный город"
Круглый стол "Умный город"
Анна Зайкова

Первый этап — безопасность

В госпрограмме "Цифровая экономика", которая была принята в России в этом году, предусматривается, что к 2024 году в стране должна успешно функционировать цифровая платформа для "умного города".

В проекте этой программы был раздел, целиком посвященный "умному городу". В нем содержались мероприятия по повышению уровня безопасности, по эффективности расходования ресурсов, реорганизации транспортной системы, рацио­нального планирования при строительстве новых районов и другие. В итоговый текст программы этот раздел не вошел. Но в разных частях документа остались пункты, относящиеся к построению "умного города".

Сейчас в России внедряется аппаратно-программный комплекс (АПК) "Безопасный город". По словам директора НТЦ "Галэкс" Владимира Графеева, он и является первой попыткой государства построить единую платформу, которая в будущем может стать основой "умных городов".

На данном этапе в задачи комплекса входит обеспечение безопасности. Он призван объединить уже существующие и создающиеся системы. Среди них — система наружного видеонаблюдения (в Барнауле существует с 2007 года), мониторинг транспорта с помощью системы Г­ЛОНАСС, единая служба экстренного реагирования 112 и другие.

АПК "Безопасный город" призван уберечь граждан от природных, техногенных, социальных и других ЧС. В его инфраструктуру, помимо прочего, входит оборудование для сбора информации — контроллеры (задымления, сейсмоактивности, уровня воды в реках и другие).

Максим Герасимюк
Анна Зайкова

Начальник Алтайкомсвязи Максим Герасимюк рассказал, что в 2018 году в Алтайском крае система вызова экстренных служб по единому номеру 112 заработает в полном объеме (сейчас она тестируется). Для этого в Барнауле создается единая диспетчерская служба, которая будет обрабатывать вызовы со всего края.

В 2018 году также начнется реализация пилотного проекта по внедрению "Безопасного города" в трех муниципалитетах — Барнауле, Белокурихе и Локтевском районе. После чего проект распространится на всю территорию края (до 2020 года). Алтайкомсвязь осуществляет техническое сопровождение обоих проектов.

На их реализацию, по словам Герасимюка, может потребоваться 500 млн рублей. Инвестирование предполагается в формате государственно-частного партнерства (с участием регионального бюджета и бизнес-структур). Поэтому Алтайкомсвязь находится в поиске заинтересованных компаний.

Государство реализует еще несколько проектов, которые в перспективе могут работать как части "умного города". Это, например, портал госуслуг. По словам Герасимюка, сейчас на нем зарегистрировано порядка 900 тыс. жителей Алтайского края. За 2016 год пользователи портала в регионе проверили через него наличие штрафов ГИБДД 15 млн раз.

Еще одна система — ГИС ЖКХ. "Сегодня все управляющие компании и ТСЖ Алтайского края зарегистрировались в системе, — рассказал Максим Герасимюк. — Следующий масштабный шаг — это размещение счетов об оказанных услугах. Чтобы жители могли зайти, посмотреть квитанцию, распечатать ее и здесь же оплатить".

Также в России планируется создать ГИС КНД — единую платформу для учета контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса.

Чтобы хранить большие массивы информации, необходимые для работы подобных систем, нужен мощный центр обработки данных (ЦОД). Герасимюк сообщил, что региональное правительство изучает опыт построения ЦОДов, чтобы создать собственный.

Круглый стол "Умный город"
Анна Зайкова

Участие бизнеса

"Ростелеком" участвует во внедрении "умных" систем в разных регионах России. "В этом году завершен этап проектирования АПК “Безопасный город” на территории Омской области, а в следующем там планируется первый этап его внедрения. Весь проект рассчитан до 2020 года, — говорит Марина Прохорова, руководитель направления отдела продаж корпоративным и государственным клиентам Алтайского филиала “Ростелекома”. — В сентябре 2017 года мы перевели “Систему 112” в опытную эксплуатацию на территории 11 муниципальных районов Республики Алтай, кроме этого, идет строительство участка “Безопасного города” в Горно-Алтайске".

По словам Прохоровой, Алтайский край не отстает от других территорий и здесь тоже внедряются отдельные элементы "умного города". "В Барнауле активно реализуются проекты по фото- и видеофиксации, производится установка стационарных пунктов контроля за весовыми и габаритными параметрами транспортных средств в движении (ВГК) на дорогах Алтайского края. В прошлом году был установлен автоматический пункт ВГК в Залесово, в этом такой пункт появится в Крутихе. Кроме этого, “Ростелеком” реализует в Алтайском крае проект по устранению цифрового неравенства", — отметила Прохорова.

Дмитрий Хацаюк, руководитель направления по работе с государственными заказчиками Сибирского регионального филиала компании "Энфорта" (принадлежит "ЭР-Телеком Холдинг"), рассказал, что "ЭР-Телеком" планирует в ближайшие два года строительство и запуск федеральной сети интернета вещей на базе технологии LoRaWAN. Базовые станции сети будут построены в 60 городах России, в том числе и в Барнауле.

Компания также совместно с администрацией Барнаула договорились о реализации проекта по запуску городской сети Wi-Fi. По словам Дмитрия Хацаюка, территории для развертывания сети уже определены.

Круглый стол "Умный город"
Анна Зайкова

К числу "умных" систем, реализация которых напрашивается в Барнауле, относится автоматизация светофоров, считает Анатолий Захаров, руководитель по корпоративному бизнесу компании "ВымпелКом" на территории Новосибирского кластера.

"МУП “Центртранс” проводит мониторинг движения муниципального транспорта, — рассуждает он. — Сейчас это в большей степени делается для того, чтобы контролировать, как конкретные перевозчики осуществляют муниципальный контракт по соблюдению маршрутов, сроков прибытия на остановки. В Москве же внедрена система, управляющая городскими светофорами. Когда она видит, что происходит существенная нагрузка на транспортные магистрали, то меняет цикл работы сигналов светофоров, разгружая конкретные улицы. Это, мне кажется, следующий шаг, который нужно сделать Барнаулу".

Одна из проблем создания "умного города" в Барнауле — реализация разрозненных проектов и отсутствие понимания конечного продукта и цели, резюмировал Артем Москалев, начальник управления организации клиентской работы "ФорБанка" в Барнауле. "Мне кажется, мы пока не совсем понимаем, как хотим жить в том же 2020 году. Нужны ли нам “умные” технологии, готовы ли мы передать им часть контроля или хотим вернуться, условно, “к валенкам”", — сказал он.

Свобода дороже

Владимир Графеев обозначил еще одну проблему внедрения систем "умного города" — это значительный объем инвестиций, но при этом сложность в расчете их экономического эффекта. Их окупаемость не очевидна. Можно посчитать, например, снижение уровня преступности, аварий на дорогах, число спасенных жизней. Но это относится к экономике проекта опосредованно. Тот случай, когда измерить эффективность в деньгах нельзя.

По его мнению, окупаемость возможна при государственно-частном партнерстве. Например, госсистема собирает большие объемы обезличенных данных, анализирует их и продает тем, кому они нужны. Или обычный пользователь установит себе на смартфон какое-то приложение и будет готов платить за него, осознавая его полезность. Только так система имеет шанс стать самоокупаемой.

Круглый стол "Умный город"
Анна Зайкова

По мнению Сергея Болсуновского, директора бюджетного учреждения "Оператор электронного правительства Алтайского края", обычные люди пока что вряд ли готовы платить за работу "умных" систем и тем более делиться своей свободой и личными данными. "Не хватает осознания того, что мы сами должны платить за свое удобство, что за этими проектами кто-то стоит, вкладывает в них ресурсы, — говорит он. — И второй момент — люди пока не готовы принять то, что робот может быть у них домработницей или садовником. Они не понимают, как можно отдать на откуп искусственному интеллекту повседневные решения — что поесть, что надеть и так далее".

С ним согласна Елена Щуревич, маркетолог компании Wentor LLC. "Я каждый день в своей работе сталкиваюсь с тем, что люди не верят в способность робота собирать показания счетчиков для оплаты ЖКХ, — рассказывает она. — Мне говорят, что с роботом пользователи разговаривать не станут. А еще он якобы совершит много ошибок, неверно запишет показания. Хотя роботы во многом точнее человека, люди чаще совершают ошибки. Я думаю, есть внутренняя установка: смартфоны — это уже настоящее, а робот — все еще будущее. Нам предстоит принять, что технологии искусственного интеллекта — это не про завтра, а уже про вчера".

Глоссарий

"Умным" (Smart City) называют город, в котором существует единая технологическая платформа для управления всем городским имуществом — транспортной инфраструктурой, недвижимостью, здравоохранением, образованием, ЖКХ, энергетикой, предоставлением госуслуг гражданам и так далее. Цель — сэкономить ресурсы и сократить негативное влияние на окружающую среду, сделать жизнь людей более комфортной.

"Умный город" — это не столько про автоматизацию различных процессов, сколько про новый подход к управлению городским хозяйством.

Цифра

Более 55 млн рублей будет потрачено в Алтайском крае в 2017 году на создание системы вызова экстренных служб по единому номеру 112.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость