Эксперты: Выход из кризиса есть

Оксана Силантьева

Дискуссия после конференции и докладов на тему, какие возможны позитивные пути развития в условиях кризиса.

Михаил Делягин
руководитель Института проблем глобализации :

— Во-первых, снизится уровень конкуренции. Московские торговые сети, сильно закредитованные, начнут сокращать свои региональные филиалы, и, как минимум, начнут работать хуже. У регионального бизнеса появятся новые возможности для мелкой и средней торговли. В целом малый и средний бизнес проигрывает в рыночных нормальных условиях крупному бизнесу, который располагает большими кредитными ресурсами. В условиях кризиса малый бизнес найдет себе ниши. Которые раньше занимали сетевые структуры. Наши монополии сократятся. Часть продукции, которая сейчас к вам завозится, начнет производиться вами же. Потому что завозное станет дороже.

Второе направление — переориентация на новые ниши. Новые технологии позволяют качественно снизить издержки, не все имеют возможности получить эти новые технологии.

Третье — люди меньше покупают одежды. Значит, они чаще ее ремонтируют. Весь бизнес, связанный с этим в широком смысле этого слова, встанет на ноги (вместо бутиков появятся вещевые рынки).

Юрий Пургин
генеральный директор ИД «Алтапресс»:

— Я думаю, у нас сработает инстинкт самосохранения, и нам хватит сил удержаться, потому что мы, Алтайский край, в отличие от федерального правительства, имеем свою стратегию развития — достаточно внятную, только надо ей заниматься более серьезно, с привлечением местного бизнеса, федеральные инвесторы не будут такими активными.

В стратегии развития есть ключевые параметры:

Мы развиваем сельское хозяйство. Тема продовольствия будет усиливаться и расширяться. Сельское хозяйство все-таки будут поддерживать. Сельское хозяйство не проиграет, за счет того, что у нас аграрная территория, мы будем чувствовать себя хорошо. И будем продолжать свои сельскохозяйственные программы, и развивать их.

Проблемы с деньгами и зарплатой сделают актуальными тему местного туризма, и наше туристическое направление может развиваться активными темпами. Единственное, что меня смущает, это цены на билеты из Москвы сюда. Здесь надо думать о массовом туризме другого плана. Опираться на соседние регионы, в том числе и Китай.

На Алтае, к счастью, нет особо крупного бизнеса. У нас весь бизнес малый или средний. Он все-таки выживет. Он будет адаптироваться к тем условиям, которые есть. Мы находимся в той точке, откуда падение безболезненно. Важно в кризисе создать какую-то движущую силу, обращаться к гражданскому обществу, пытаться направлять действия власти в направлении внятной программы, прекратить конфронтации города и края на почве кризиса, и, может быть, мы выйдем в более конструктивные изменения.

Этот кризис позволит очиститься от всего лишнего, которым обросла экономика, в том числе и Алтайского края. Кризис я всегда рассматриваю как способ развития. И для развития сейчас самое хорошее время.

Евгений Гонтмахер
руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

— Если мы возьмем чистую экономику без политического базиса, то я согласен с тем, что кризис может позволить России в оптимистическом варианте найти свое место в мире.

В первую очередь в сельском хозяйстве, глубокой переработке сырья и бюджетной сфере. Эти направления надо сейчас развивать. Это должно быть в приоритете у государства.

Надо иметь в виду, что у нас мало людей. Количество населения уменьшается, и будет уменьшаться. Через два-три года будет спад рождаемости. Сейчас в России 140 млн. населения, из них 30 млн. — детей, 40 млн. — пенсионеров. Оставшиеся 70 млн. делятся на инвалидов и тех, кто не хочет работать. Плательщиков ЕСН сегодня у нас 48 млн. человек. Для этого количества трудоспособного населения нужны всего лишь два важных приоритета.

За последние несколько месяцев люди потеряли веру в то, что они живут хорошо, люди потеряли веру в перспективу. Им никто ничего не объясняет. На фоне психической неопределенности, возможно все, что угодно. Массовое сознание дезориентировано и взбудоражено. И наша дорога в будущее замутнена. Все будет зависеть то того, как выстроится наша политическая система.

Константин Емешин
секретарь Общественной палаты Алтайского края:

— У нас в крае в связи с предстоящими неясностями сложилась система управления, которая не приспособлена к гибким вещам. Она у нас закрытая — губернатор назначенный, он ориентируется на указания свыше. Администрация работает довольно закрыто. У нас к сожалению в преддверии трудных времен сформировалась система закрытости и негибкости. На нас ложится какая-то ответственность. Мы должны вступить в диалог с властью и предложить Карлину стать нашим губернатором. Если он скорректирует команду, станет открытым, мы переживем кризис. Если мы в крае не изменим систему управления, мы переживем это сложно, если изменим — то спокойно разрулим все ситуации в режиме диалога с властью и гражданским обществом.

Валерий Гачман
генеральный директор компании «Грана»:

— Я думаю, будет все сложнее. Но мы более закаленные, мы развивались в условиях кризиса. Мы создавались на этих условиях. Импортозамещение для нас безусловно плюс, но экспорт нашей продукции в условиях кризиса - минус. Экономика Алтайского края не включает в себя крупного бизнеса — это плюс. Больше всего тревожит уровень готовности к этому кризису. Сегодня серьезно сокращены все кредитные ресурсы. Сложнее ситуация с сельским хозяйством — там без помощи государства из ситуации не выйти. Сельхозтоваропроизводители перекредитоваться не смогут. Наши товары будут еще более конкурентоспособны по сравнению с импортными. Мы сыр хоть свой начнем есть. Но это все вещи оптимистичные. К сожалению, будет сложнее. Самое главное — присутствие спроса. Животноводство развиваться не будет никогда, пока мы не закроем рынок от импорта. В этих условиях развивать собственное животноводство невозможно. Кризис простимулирует развитие, конечно, но без поддержки государства, без возможности дать крестьянам перекредитоваться, ничего не получится.

Андрей Олишевский
генеральный директор ЗАО «Алтайская ярмарка»:

— Наступает время формулировать вопросы длительного порядка. На что мы направим наши намерения — то мы и получим. Будем говорить, что кризис послужит обновлением — так из него и выйдем. Каждый должен ответить на вопрос и поставить задачу: как оказаться сильнее, как завоевать рынок. Надо смотреть на ситуацию прагматично, но оптимистично. И даже в своей семье построить программу, как выйти из кризиса.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость