Гармоничные перемещения
– Ирина, вы по образованию регионовед – специальность, не слишком близкая к рекламной отрасли. Как вы попали в эту индустрию?
– Регионоведение – широкая область, и при ее изучении закладывается много разносторонней информации, развивается масса способностей. Пока училась, я ориентировалась прежде всего на международные связи. Но я счастлива, что из всех путей, которые открывало мне регионоведение, судьба направила меня именно в это русло – в рекламу.
– В роли судьбы выступил конкретный человек?
– Нет, это было стечение обстоятельств. На федеральном уровне происходила реструктуризация налоговой полиции, где я работала, в управление по борьбе с наркотиками. Я подумала, что преступность – это вне моих интересов и вообще это мужское дело. В результате я приняла решение уйти в коммерческие структуры. Но куда? Провела анализ рынка и поняла, что моя судьба должна быть связана с одним из лидеров рекламной отрасли. И, к счастью, я оказалась в нужном месте в нужное время – именно в этот момент в "Городе" искали PR-менеджера. И меня тут же взяли с руками и ногами!
– В тот период у пиарщиков были весьма обширные задачи, порой далекие от собственно PR. В вашем случае было так же?
– Не совсем. Преимущественно я занималась продвижением не собственно компании "Город", услугу PR мы продавали. И уже тогда необходимость грамотного продвижения хорошо понимали производители. Например, мы в тот период очень хорошо поработали с компанией "Грана", которая активно развивала производство и выводила на рынок новые продукты. Соответственно, проводились различные исследования: фокус-группы, холл-тесты (изучение реакции потребителей на новую марку в реальных условиях. – Прим.) и пр. А затем шли промоакции, как с простым сюжетом типа "вкусите наш продукт", так и небольшие шоу. И все эти задачи нормально ложились в русло работы пиарщика. Тогда, пять лет назад, PR только зарождался в Барнауле, у него не было четких форматов. Так или иначе, а мне было очень интересно заниматься этим направлением.
– Тогда почему вы его оставили, перейдя на новый фронт работ?
– Примерно за год направление связей с общественностью развилось, встало на ноги. Бурно развивалась сама компания, у нее менялись приоритеты. А мне, по большому счету, интересно любое направление рекламной отрасли – от "сувенирки" и до масштабных креативных проектов и программ по размещению. Каждый раз новый клиент, другой брэнд, новая задача – и никогда не наступает момент "я знаю все". Это же здорово! И при таком подходе приглашение к горизонтальному перемещению внутри компании было для меня совершенно гармоничным. Так я стала менеджером отдела продаж наружной рекламы, а через восемь месяцев возглавила это подразделение.
На голову выше
– И в новом качестве вы выиграли конкурс, став лучшим "продажником" года. Можно ли сказать, что это стало одним из ваших профессиональных достижений?
– Нет. Я рассматривала участие в конкурсе так: хочешь управлять людьми – будь для них примером. Я заинтересована, чтобы сотрудники компании повышали свой профессиональный уровень, смело тестировали свои знания. И декларируя такой подход, нужно в первую очередь делать это самой. Чтобы слова с делом не разошлись, я и приняла участие в конкурсе наравне со своими сотрудниками. Будучи руководителем, по своим профессиональным характеристикам я закономерно оказалась на голову выше. Но я бы больше порадовалась победе кого-то из своих подчиненных.
– А что для вас является профессиональным достижением?
– Успех клиента, который возник в том числе и благодаря проекту, разработанному нашей компанией. Ведь иногда бывает так: заказчик приходит на начальном этапе своей деятельности, даже без названия, но с видением будущего развития своего бизнеса. И мы с нуля ваяем ему этот бизнес с точки зрения контакта с целевой аудиторией и собственно ее создания. А через год мы видим успехи этого клиента, и это радует. Вот такой результат командной работы я рассматриваю как настоящее профессиональное достижение. А некие формальные отметины вроде рамочек на стене – "тут хорошо" и "тут молодец" – не в счет.
Весомое преимущество
– Вы весьма быстро заняли в компании главное кресло, всего через два года после очередного повышения. Опять судьба?
– У меня были очень мощные соперники. На эту должность претендовали сторонние профессионалы с многолетним управленческим опытом. И я, безусловно, волновалась: еще бы, ты можешь переступить на следующую ступень личностного развития, откроются новые горизонты… И на результате сказались, наверное, как случай, так и наличие определенных навыков и способностей. При такой сложной горизонтально-вертикальной карьерной структуре я побывала на разных ролях практически во всех сферах деятельности компании. Соответственно, я знаю всю работу компании изнутри – весомое преимущество перед остальными кандидатами.
– И вот второй год у вас в руках компания, которая, согласно данным федеральной исследовательской компании "Эспар-Аналитик", является вторым по величине оператором наружной рекламы в Барнауле. Какие ощущения?
– Не могу сказать, что мне легко. Эта работа априори не может быть легкой. Но она мне нравится, я доверяю своей команде, и эти факторы смягчают тяжелое чувство ответственности, дают ощущение, что ты справляешься. И они подкреплены тем, что видно на улицах города – нашими конструкциями. Меня каждый раз распирает чувство гордости, когда я проезжаю мимо них.
– А есть какой-то более точный показатель, что вы справляетесь?
– Моя главная характеристика – это прибыльность, стабильность компании. Пока в этом смысле я сработала на "отлично". Надеюсь, и в этом году, несмотря на усложняющуюся рыночную ситуацию, получу тот же эффект.
– Можете назвать какое-то ноу-хау, которое появилось в практике "Города" с вашей подачи и серьезно сказалось на функционировании компании?
– Не то чтобы ноу-хау, но… Около полугода назад я поняла, что до меня доходит далеко не вся информация об уровне удовлетворенности клиентов. И я ввела в практику ежемесячный опрос постоянных клиентов, чтобы они спокойно могли озвучить все, что их не устроило. И мы всегда благодарим рекламодателей, если они говорят о том, что не получили чего-то так, как хотели. Можно относиться к ошибкам как к чему-то само собой разумеющемуся, по принципу "не ошибается тот, кто ничего не делает". А у меня отношение к ошибкам другое: я их детально анализирую и разрабатываю решения, направленные на то, чтобы такое больше в нашей работе не повторялось. И всегда в результате что-то улучшается, происходит качественный скачок.
Другая стезя
– Ирина, с учетом таких оценок и ощущений от своей работы у вас не возникает чувства, что вы уже все в этой отрасли знаете, стали мэтром?
– Мэтром себя ощущать неправильно. Как только хоть на секунду в голове появляется мысль, что ты мэтр, гуру, – все, твоему развитию пришел конец. А это в мои планы не вписывается. Так, если сейчас "Город" – один из лидеров, то у меня есть цель, чтобы компания стала первой. Пусть хотя бы в каком-то одном из направлений нашей деятельности, но лучшей. Идеал всегда "где-то там", но стремиться к нему нужно.
– А каким вы видите дальнейший карьерный рост: к чему можно стремиться, сидя в кресле гендиректора?
– Можно бесконечно усложнять себе задачи. Развиваться, расширять горизонты и не ограничивать свое сознание Барнаулом.
– Вы не исключаете, что будете "расти" территориально?
– Когда я пойму, что с точки зрения нашего региона какие-то инновации и вообще развитие невозможно, тогда можно будет подумать об освоении других регионов. Хотя я не думаю, что насыщение у нас произойдет в ближайшие пять лет.
– Будучи менеджером, вы не слишком самостоятельны в принятии глобальных решений. Не думали о создании собственного бизнеса, как это сделала ваша предшественница Лариса Жихарева, открывшая компанию "Перспектива"?
– Конечно, я не самостоятельна, и все мои идеи и планы должны вписываться в видение собственника. Но я себя всегда видела только в роли управленца, работающего на становление какого-то бизнеса. Я не чувствую в себе сил быть собственником частного бизнеса. Для этого должно быть огромное внутреннее желание и готовность. Собственный бизнес – это огромные риски, и я всегда преклоняюсь перед теми, кто готов на это идти: это сложный, напряженный путь. И те, кто его выбирает, иначе жить не могут, это их стезя. А у меня она другая.
– Вы участвуете и в разработке креативных проектов. Это для развлечения или в связи с необходимостью?
– Для меня работа над созданием концептов – это удовольствие. И у команды при этом повышается чувство вовлеченности в процесс – так что это еще и полезно!
– А нет риска, что концепт принимается только потому, что его предложил директор?
– Нет, у нас каждый отстаивает свою идею, и побеждает объективно лучшая. Я за профессионализм, а не за собственную гегемонию! И если моя идея принимается, я всегда требую обоснования. Если я когда-нибудь увижу некое давление моего статуса на процесс, то сразу устранюсь.
– Вы активно участвуете в "общественной" жизни индустрии, находитесь в тесном контакте с первыми лицами других рекламных компаний. Насколько вам комфортно быть с ними в одной упряжке: ведь не секрет, что в отрасли едва ли не каждый лидер – личность не простая…
– Коллеги по цеху – люди очень профессиональные. Мы спокойно сосуществуем и все работаем на улучшение рынка, без каких-либо черных методов. Еще года три назад было иначе... Сейчас, к счастью рынок перерос эту стадию и идет нормальное конструктивное сотрудничество.
Справка
Что мы знаем об Ирине Хомутовой
Ирина Алексеевна Хомутова родилась 19 апреля. Окончив с золотой медалью школу, она поступила в АлтГТУ на отделение "Регионоведение", откуда через пять лет вышла с красным дипломом. До 2003 года Ирина работала в налоговой полиции специалистом по связям с общественностью, затем пришла в РГ "Город" на должность PR-менеджера. С 13 ноября 2007 года г-жа Хомутова возглавляет эту компанию, которая сейчас входит в состав федерального оператора Gallery.
У Ирины в подчинении 32 человека, которые обеспечивают пять направлений деятельности предприятия.
Ирина Хомутова является аспирантом АлтГТУ по направлению "Маркетинг". "Сейчас модно иметь несколько образований. Но мне прежде всего важны знания", – отмечает лидер "Города".
Она замужем. О своих увлечениях говорит так: "У меня нет постоянного хобби, есть только временные и поверхностные увлечения. Например, горные лыжи. Люблю читать классическую литературу".
Блиц-опрос
– Что самое лучшее может сделать женщина в своей жизни?
– Созидание. Оно может быть в семье, в профессии, женщина сама выбирает себе поле для созидания. Так или иначе, но именно оно – самое лучшее и главное в жизни женщины.
– Вы даете деньги в долг?
– Да. Если есть возможность помочь, надо это обязательно делать. Но, конечно, есть определенные ограничения: миллион одолжить не смогу!
– Каковы ваши гастрономические пристрастия?
– Очень женские: я люблю сладости, особенно горький шоколад.
– Есть на свете место, где бы вы непременно хотели побывать?
– Шотландия. Меня привлекает культура этой страны, интересны замковая архитектура и менталитет ее жителей. Кроме того, там, как мне кажется, приятный для меня климат.
Самое важное - в нашем Telegram-канале