Банальная история
Режиссёр Бежанов писал сценарий будущей картины на пару со сценаристом Анатолием Эйрамджаном. Да-да, тем самым который потом пустился во все тяжкие перестройки и снимет в качестве режиссёра такие "шедевры" банальности, как "Импотент", "Бабник" и "Новый Одеон". А пока он писал сценарий, сознательно выписывая главную героиню под Ирину Муравьёву. Вот только сама актриса о том была не в курсе и долго не давала согласия на участие в съёмках. Отчасти её можно понять. Уже снявшаяся в в фильмах "Москва слезам не верит" и "Карнавал", Муравьёва пребывала в статусе звёзды и была завалена предложениями. А тут - совершенно типичный по тем временам сценарий. Про уже не очень молодую, неустроенную советскую служащую Надю Клюеву, которая занимается скучной работой в КБ и втайне мечтает встретить своего принца. Под активным руководством подруги Надя превращается из "гадкого утёнка" в "белого лебедя", а в финале выясняется, что всё это время принц находился рядом, работал в том же учреждении. Нехитрый посыл картины сводился к тому, что женщине, для того чтобы стать "самой обаятельной и привлекательной", надо всего лишь поверить в себя. Согласитесь, на оригинальность не тянет? Да и Бежанов - режиссёр начинающий, который до этого снял всего две довольно скромные картины.
Взял Муравьеву измором
Однако родившийся в Тбилиси армянин Бежанов не сдавался и начал обхаживать Муравьеву с поистине кавказской настойчивостью: ходил на её спектакли в театр, засыпал цветами и комплиментами и - натурально стоял перед актрисой на коленях, вымаливая согласие. И в конце концов добился своего. Что называется, взял измором. Ирина Вадимовна согласилась, хотя ей не нравилось даже само название картины. Впоследствии она признавалась, что старалась не распространяться о том, что снимается в фильме, где рассказывается история из жизни заурядного конструкторского бюро: "Я по-прежнему искренне не понимаю, почему этот фильм вдруг настолько полюбили, - признавалась она в одном из интервью. - Есть же картины более глубокие, серьёзные, гораздо лучше".
А вот у её партнёра по фильму актёра Владимира Носика мнение на сей счёт противоположное:"Хорошая и добрая картина. Люди её любят, она несёт положительный заряд энергии". Учитывая, что "Самая обаятельная и привлекательная" не только стал лидером советского проката, но и был закуплен для показа более чем в 60 странах, пожалуй, правда на стороне Носика.
Звёзд испортил финансовый вопрос
Между тем, запуская картину в производство, руководство "Мосфильма" больших надежд на неё на возлагало, считая "проходной". Отсюда и соответствующий бюджет - под гонорары актёрам заложили исключительно мизерные суммы. В те времена ещё продолжало действовать постановление Совмина СССР 1961 года, согласно которому все снимаемые художественные фильмы делились на три категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности. От уровня "полезности" картины зависели гонорары. И никого в данном случае не волновало, что актёрский состав режиссёр Бежанов сумел подобрать первоклассный.
Кстати, именно пресловутый финансовый вопрос стал причиной крупного ЧП: в самый разгар съёмок неожиданно, никого не предупредив, исчез Александр Абдулов. На две недели. Всё это время съёмочная группа была в простое, а администраторы картины носились по Москве, разыскивая потеряшку. Через две недели Абдулов вернулся на съёмочную площадку, и, на голубом глазу, заявил, что всё это время был болен. Но режиссёру уже донесли, что на самом деле тому просто подвернулась выгодная халтура - Абдулов смотался на Сахалин, где провёл несколько высокооплачиваемых творческих встреч для вахтовиков. Говорят, в тот момент каким-то чудом дело не дошло до мордобития. Ведь "кавказскими" бывают не только настойчивость и деликатность, но и вспыльчивость.
Довела режиссёра до инфаркта
В своей работе Геральд Суренович пользовался проверенным творческим методом: главное - это снайперски точно подобрать актёрский состав. Тогда, считай, больше половины успеха у тебя в кармане. Колебания вызывала только роль Сусанны. Об этом образе специалиста по аутотренингу и домашним пирогам он говорил с Любовью Полищук и Инной Чуриковой, но потом всё же остановился на Татьяне Васильевой. И не раз потом об этом жалел, хотя сыграла она очень ярко, порой затмевая даже Муравьёву.
Васильеву часто раздражало то, что режиссёр требовал от неё досконального соблюдения всех его требований. Однажды, после очередной ссоры с Бежановым, вчерашняя блондинка явилась на съёмочную площадку с... ярко-рыжими волосами. Такая вот изощренная женская месть. Выход в итоге нашли - в части эпизодов Васильева появляется в модной белой шапочке, полностью скрывающей волосы. Но с учётом подобных актёрских выходок неудивительно, что вскоре съёмки фильма пришлось приостановить - работа с избалованными звёздами настолько вымотала несчастного режиссера, что он на месяц загремел в больницу с микроинфарктом.
8 стаканов газировки для Кокшёнова
1985 год - это время развёрнутой Горбачёвым масштабной антиалкогольной кампании. Так что спиртного в фильме герои не употребляют. Была, правда, отснята совершенно невинная сцена в кафе, где подруги пьют шампанское, но - худсовет её не пропустил, заставили переснять: подруги стали тянут через соломинки какие-то безалкогольные коктейли, а на столе стояло несколько бутылок с минеральной водой.
Фильм изобилует смешными словечками и фразами, впоследствии ушедшими в народ. Помните, "Видел, как она на меня посмотрела? Как собака Баскервилей!" Или "Смотри-ка, в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения".
Коллеги Нади - сплошь трезвенники. Они постоянно пьют бесплатную газированную воду из казённого, установленного в вестибюле автомата. Во время съёмки одного такого эпизода Ширвиндт с Куравлёвым сговорились подшутить над Кокшёновым, который как раз должен был выпить в своей сцене целый стакан газировки. И эти двое начали сознательно "запарывать" дубли - первый, второй, третий... В результатет сцену сняли только с восьмого дубля. Впрочем, Кокшёнов с честью выдержал это испытание. И даже нашёл в себе силы пошутить - возмутился, что для этого эпизода ему не предоставили каскадёра...
Несмотря на все трудности, картина получилась, и люди до сих пор её смотрят. Сейчас "Самую обаятельную и привлекательную" можно смотреть как документ навсегда ушедшей от нас эпохи 80-х. Тех времён, когда к нам приезжали модные итальянские певцы, а покупка импортных женских сапог приравнивалась к воинскому подвигу.
Советскому зрителю фильм полюбился ещё и по той причине, что в нём были показаны (причём весьма смело!) многие приметы начала постепенного "угасания" Советского Союза. Здесь тебе и многочисленные НИИ, в которых неизвестно чем занимаются. И одинокие женщины, которые не знают, как обрести своё счастье. И проблема всеобщего дефицита и принудиловка добровольных народных дружин...
Кстати, спустя два года после бешеного успеха "Самой обаятельной и привлекательной" Анатолий Эйрамджан напишет для Бежанова сценарий нового фильма. Изобретать велосипед сценарист не будет и смастерит своего рода мужской вариант "Обаятельной..." - комедию "Где находится нофелет?", в которой сыграли Владимир Меньшов и Александр Панкратов-Чёрный.