Потребитель

Иван Иванов: "Если рынок потребует, мы будем продавать галоши"

Иван Иванов, генеральный директор обувной компании "Тип-топ" рассказывает, как его компания адаптируется в условиях кризиса.

– Известно, что финансовый кризис затронул ритейл в особой степени. Какова специфика сложностей именно для обувной розницы?

– Специфика в том, что и российские поставщики, и иностранцы очень сильно привязаны к валютам. За последние два месяца рост курса доллара составил порядка 15 %. На текущем сезоне это пока не отразилось. Продавцы работают не то что в убыток, но недополучают ту прибыль, которую планировали. И на региональном рынке это также прослеживается, по крайней мере, в нашей сети.

– В какой мере кризис отразился именно на вашей компании?

– Как и большинство операторов, мы отмечаем падение потребительского спроса. Если в I полугодии мы недобирали единичные проценты по продажам, то во II полугодии речь идет о десятках процентов по отношению к прошлому году.

– У компании есть антикризисная программа?

– Решать проблемы мы стараемся исходя из текущего положения дел. Сокращать издержки начали с маркетинга. Была существенно ужата реклама. Также оптимизируем торговые площадки.

– Многие компании пытаются сокращать издержки за счет уменьшения числа сотрудников. Какова ваша политика в этом отношении?

– Сегодня у нас не происходит сокращения персонала, но нет определенности в том, как долго это продлится. Пока пытаемся искать другие варианты. Основные издержки приходятся на арендную плату, которая пока не думает снижаться. На 30–40% мы работаем на своих площадях, и поэтому не отдаем оборотные средства. Однако 1 ноября наши арендодатели увеличили ставку на 10%.

– Некоторые арендаторы сейчас настаивают на снижении арендных ставок в связи с кризисным положением. И порой им это удается.

– В Барнауле мы везде стоим на своих площадях, а в крае ставки по аренде для нас сформированы жестко. На данном этапе как раз идет перезаключение договоров. Но как мы ни пытаемся вести переговоры, позитивного движения навстречу нет.

– Тогда за счет чего все-таки собираетесь оптимизировать издержки?

– Хороший вопрос. Рентабельность стремительно движется к нулю. Она ниже, чем процентная ставка в банке. Если эта тенденция продлится еще три – шесть месяцев, мы будем вынуждены ликвидировать самые неэффективные салоны. Тогда встанет вопрос о сокращении персонала. С другой стороны, наравне с падением объема рынка мы прогнозируем сокращение числа операторов. Сохранив свои объемы, мы надеемся увеличить занимаемую долю рынка.

– Насколько вы сейчас зависимы от внешнего финансирования?

– Мы не зависим от него, развиваемся только на свои средства.

– По оценкам аналитиков, сейчас подходящее время для слияний и поглощений. Вы не обдумывали подобных вариантов?

– Обувной бизнес в отличие от электроники и продуктов очень тяжелый и специфичный. Особенности конкретного региона, размерный и модельный ряды угадать очень сложно.

Поглощать кого-то не имеет смысла, проще открыть новый магазин, если ты понимаешь, что это выгодно.

– У вас не происходит пересмотра отношений с поставщиками?

– Выставка, которая прошла в сентябре в Москве, ничего нового не представила. Компании, которые были жесткими, стали, может быть, чуть менее жесткими. Но по-прежнему предоплата за заказ составляет 30%. Отсрочки ничего не меняют. Если ты заказал тысячу пар обуви, то ты должен ее забрать именно по той цене, по которой заказал.

– Какова будет ваша ценовая политика?

– Оптовики говорят, что, скорее всего, рост составит 10–15%. Ну а розница привязана к опту. Мы обдумывали, что произойдет, если доходы населения резко сократятся. Будет ли человек тогда выбирать модель или цену? Мы планируем гибко реагировать на колебания предпочтений наших покупателей. Если рынком будут востребованы галоши, мы будем продавать галоши.

– Где спрос упадет больше – в краевом центре или в районах?

– У нас всегда ожидаемый сезонный пиковый спрос. Но сезоны становятся все короче и короче, распродаж люди требуют все раньше и раньше. Не секрет, что в Барнауле уже больше 1 тыс. человек потеряли работу, сокращения идут в Рубцовске, Бийске, Заринске. И хотя обувь является предметом повседневного спроса, на продажах эти процессы отразились. В Барнауле падение ощущается сильнее. В том числе это связано с тем, что в последнее время здесь сумасшедшими темпами шло строительство. Ипотека развита только в Барнауле, потребительские кредиты в разы больше, чем в городах края. Люди жили в долг. Кризис идет поэтапно из больших городов, но постепенно произойдет выравнивание.

– Как владельцы торговых площадей вы не планируете сами стать арендодателями?

– Мы пытаемся более рацио­нально подойти к использованию площади. Считаем выручку с квадратного метра. Собственные средства мы инвестируем в строительство собственных объектов. Например, строим торговый центр в Заринске. В принципе, за счет перехода с арендованных площадей на собственные мы планируем сократить издержки. Но нужно учитывать, что если рынок диктует определенную стоимость наших площадей, то мы должны заработать на них не меньше. Если мы не переходим порог арендной платы, то легче сдать торговую площадь.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость