Политика

Кабинетные прогнозы. Насколько самостоятельным будет новое правительство России?

Решение о персональном составе нового правительства, которое было представлено населению 21 мая, принималось долго – две недели с момента инаугурации президента. До сих пор для этого требовалось несколько дней. Кабинет значительно изменился по сравнению с прошлым – на 70 процентов. В его состав вошли новые, в том числе малоизвестные широкому кругу граждан персоны. Власть утверждает, что все они профессионалы высокого класса. В связи с этим возникает вопрос: насколько эти профессионалы будут способны совершать прорывы и отвечать на вызовы? Будут ли они самостоятельны в формировании повестки дня или станут лишь техническими исполнителями велений "сверху"?

Дмитрий Медведев,
премьер-министр РФ:

Новому пра­ви­тельству предстоит руководствоваться принципами открытости, прозрачности и плотно взаимодействовать с обществом. Подчеркну, что каждый из новых министров ранее зарекомендовал себя как профессионал и как хороший управленец.

Как вы считаете, заслуживал ли остаться в новом правительстве …?

Наибольшая поддержка

Сергей Шойгу          59%

Сергей Лавров          53%

Дмитрий Рогозин     26%

Наименьшая поддержка

Татьяна Голикова     9%

Игорь Левитин         8%

Андрей Фурсенко    5%

Опрос проведен исследовательским центром портала Superjob.ru в марте 2012 года.

Мнения

Елена Шестопал,
профессор, политический психолог, экс-представитель России в IРSА (Международная ассоциация политических наук):

Состав нового правительства меня не настораживает, в нем нет чего-то из ряда вон выходящего. Логика подбора была очевидна и диктовалась проблемами, которые существуют в обществе. Из правительства убрали одиозных людей типа Фурсенко, Нургалиева, Левитина, Голиковой. Кто-то, к кому не было претензий, остался. Ожидаемо появление Абызова, несмотря на его прошлое в РАО "ЕЭС", оставление Сердюкова, так как "на переправе коней не меняют", и исключение Голиковой, которая руководила здравоохранением, не имея медицинского образования. Факт, что Вероника Скворцова на посту министра здравоохранения будет профессионально сильнее. Теперь нужно время, чтобы, как в крыловском "Квартете", рассесться. Единственная интрига – это долгий подбор. Я могу объяснить: задача у премьера была непростая, и к ее решению он подошел ответственно. С одной стороны, новый состав удобен премьеру, с другой – устраивает президента. В тандеме Путин – Медведев каждый ценит партнера и опирается на него. При этом хочу заметить, что Дмитрий Медведев – не технический премьер, а вполне состоявшийся, самостоятельный политик со своим лицом, линией и рисунком роли. И он не позволит собой "крутить" людям типа Набиуллиной или Сечина.

Прогнозы о разгоне правительства раньше срока считаю необоснованными. Для этого должно быть две причины: политический кризис, когда необходимо послать кого-то на заклание, либо серьезный катаклизм в виде финансового обвала или неожиданного поворота в истории. В ближайшей перспективе я таких ситуаций не вижу – пугать граждан нет смысла и нагнетать обстановку тоже. Но единичные замены возможны.

Ближайшие инициативы правительства, на мой взгляд, будут касаться модернизации. Но пока есть более серьезные проблемы, и лежат они не в сфере ответственности правительства, а в сфере взаимоотношений общества и власти. Уделяя большое внимание новому правительству, мы забываем про серьезные стратегические задачи, которые необходимо решать законодательной, исполнительной и судебной власти. Вот об общем благолепии говорить я бы не стала.

Александр Назарчук,
экс-министр сельского хозяйства РФ, экс-спикер краевого парламента:

Я всегда считал, что каждую отрасль должен курировать специалист. Но после того, как Елена Скрынник несколько лет курировала сельское хозяйство, к которому имеет лишь посредственное отношение, удивляться новым назначениям перестал. Многих членов нового правительства я уже лично не знаю. Конечно, в его формировании учли  нарекания, например, на Фурсенко и Левитина, и их в новый кабинет не взяли. Но зато для них создали многочисленный институт советников, а для тех, кто туда не вошел, "отстойником" стал Совет Федерации. Все бывшие все равно остались при теплых местах, а количество чиновников в итоге только увеличилось. Это, конечно, большая беда.

Нового министра сельского хозяйства Николая Федорова я помню по работе в правительстве Ельцина – с 1990 по 1993 год он был министром юстиции, он и по образованию юрист. Потом много лет был президентом Чувашии, которая тоже не является сельхозтерриторией. Но то, что Скрынник больше не могла возглавлять министерство, – это однозначно. Так что посмотрим, как Федоров будет справляться. Интересно будет наблюдать и за Анатолием Сердюковым, который продолжит свою деятельность на посту министра обороны. Он давал много обещаний и по реформированию армии, и по обеспечению военнослужащих жильем. Может, его оставили, чтобы все исполнил?

Если говорить об общей картине, то я уверен, что Дмитрий Медведев, будучи премьер-министром, мало что будет решать. Фактически новым правительством будет руководить Владимир Путин через своих советников.

Ярослава Шашкова,
профессор кафедры политологии факультета политнаук АлтГУ:

Скорее всего, нынешнее правительство будет чисто техническим. Качество подбора кадров уже сейчас, когда еще ничего не сделано, оставляет желать лучшего. А тот момент, что в администрации президента создается дублирующий институт помощников из бывших министров, по сути, доказывает, что правительство будет несамостоятельным и ему отведут роль озвучивания тех непопулярных в народе решений, которые будут приниматься наверху. Самое главное, что поток недовольства, который идет со стороны населения, будет вынужден принимать на себя именно кабинет министров.

Одним словом, создано некое "правительство для битья", которое станет продолжать президентский курс, оказавшийся непопулярным среди общества. Именно поэтому его легко можно в любой момент отправить в отставку. Президенту при необходимости не жалко будет пожертвовать им в таком составе, который сейчас утвержден. Уже появились "первые ласточки" в виде программного заявления министра образования о том, что число бюджетных мест в вузах нужно вдвое сократить и повысить до 200–250 тысяч рублей оплату за имеющиеся. Для жителей Алтайского края сумма нереальная. Учить детей можно будет себе позволить максимум в техникуме. Да и сам Владимир Путин заявил о необходимости создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. При этом упор сделан именно на слово "рабочих", то есть прослеживается идея сокращения людей с высшим образованием.

Опрос. Как вам новое правительство?

Владимир Лавров,
пенсионер:

Какая мне разница, новое правительство или старое? От этого все равно ничего не изменится. Как жили, так и будем жить. Мы ничего не решаем, да и они тоже.

Анна Чегодаева,
воспитатель:

Я не знаю уже, чему верить, но жду от нового правительства перемен к лучшему. А именно – повышения заработной платы работникам образования, лучшего обеспечения жильем. Существовать на сумму ниже прожиточного минимума очень сложно.

Светлана Трунова,
диспетчер:

Политикой я почти не интересуюсь, но продолжаю верить в лучшее. Вроде бы Путин нормальный президент, значит, и министры должны быть хорошими, принимать правильные решения.

Александр Борискин,
председатель Совета ветеранов-пограничников Ленинского района:

Время покажет эффективность работы новых министров. У меня здесь еще и свои интересы. Желаю правительству доблести, славы и чести – тех качеств, которые есть у нас, воинов-пограничников. А то, что Сердюкова оставили министром обороны, комментировать не хочу.

Чем отличается новый кабинет министров от старого?

Новый состав правительства, утвержденный 21 мая и представленный президентом Владимиром Путиным, оказался молодым и на первый взгляд сильно обновленным. Однако, утверждают эксперты, преемственность работы в правительстве сохранится – ключевые посты остались за прежними кадрами, а в числе новичков – замы экс-министров.

Из 29 членов кабинета десять человек сохранили посты. Из них пять – вице-премьеры, в том числе те, кто курирует основные – финансово-экономический и силовые – блоки. Кроме того, шесть обладателей портфелей до новых назначений занимали кресла заместителей министров и, по оценкам экспертов, скорее всего, продолжат прежнюю политику ведомств, особенно учитывая тот факт, что некоторые из их экс-начальников стали помощниками президента. Таким образом, были решены сразу несколько задач: правительство, с одной стороны, покинули наибольшие "раздражители" населения, например, Татьяна Голикова, Рашид Нургалиев, Андрей Фурсенко, но при этом никаких революционных изменений кабинет не претерпел.

При этом очевидно усилился агитационно-политический блок. Владислав Сурков долгое время в администрации президента формировал политический ландшафт страны. Олег Говорун там же отвечал за внутреннюю политику, политолог Михаил Виноградов в интервью изданию Gazeta.ru назвал его "безусловно политиче­ским менеджером". Владимир Мединский – профессиональный агитатор, возглавлявший в разное время избирательные штабы партий "Отечество – вся Россия" и "Единая Россия", написавший несколько книг по российской истории, развенчивающих "мифы о русских" (в профессиональных кругах эти бестселлеры называют "агитпропом" и даже "ахинеей").

Ряд экспертов пытались сразу определить – "путинское" или "медведевское" новое правительство. Однако однозначных оценок в этом вопросе нет. Скажем, Сурков,  Коновалов, Дворкович и Абызов считаются людьми Медведева. А, например, Шувалов, Сердюков и Козак – путинцами. Но, как сказал той же Gazeta.ru политолог Евгений Минченко: "Нельзя сказать, что правительство „медведевское” или „путинское”, по всей видимости, пытались создать кабинет „не маркированных” кем-то людей".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость