Чаплин не был простым комиком. Он не снимал тех шаблонных, основанных на известных приёмах комедий, которыми кишела американская киноиндустрия XX века. Мак Сеннет, Роско Арбакл, Гарольд Ллойд, Бастер Китон снимали фильмы, в которых главной задачей героя было рассмешить зрителя — и только. Они не заставляли своего зрителя всерьёз переживать, размышлять над произошедшим.
Чаплин же был другим. Его фильмы, особенно более поздние, уже не просто смешили зрителей — они рассказывали трагикомическую историю одинокого бродяжки, который пытается сохранить в себе человеческие качества, несмотря на царящую вокруг несправедливость.
Похищение усов
Идею снять комедию о диктаторе и его двойнике Чаплину предложил британский режиссёр Александр Корда, который обратил внимание на общие черты британского комика и лидера нацистов. Оба были ровесниками (Чаплин старше Гитлера всего на четыре дня), оба начали жизнь в бедности и достигли колоссального успеха каждый в своей сфере. Наконец, Чаплин не раз иронично возмущался, что Гитлер «украл у него усики», которые ещё в 1910-х годах стали неотъемлемой частью образа маленького бродяги.
Один из сыновей комика – Чарльз Спенсер Чаплин III – в своей книге также рассказывал, что его отец часто задумывался о курьёзном сходстве между собой и Гитлером. «Их судьбы были как противоположные полюса. Один заставил миллионы людей рыдать, в то время как другой заставил весь мир смеяться. «Только подумай, — задумчиво говорил он, — он безумец, а я комик. Но ведь всё могло сложиться по-другому», — писал Чаплин-младший.
Высмеять напускное величие Гитлера
Замысел Чаплина укрепился после просмотра пропагандистского фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли», посвящённого съезду НСДАП в Нюрнберге в 1934 году. Как вспоминал режиссёр Луис Бунюэль, Чарли громко смеялся над фильмом в отличие от других зрителей. Чаплин решил во что бы то ни стало сделать картину, которая бы высмеяла Адольфа Гитлера и его напускное величие.
Чаплин начал работу над сценарием в 1938 году. Однако в тот момент и родная для артиста Великобритания, и США придерживались политики умиротворения по отношению к Гитлеру и нацистской Германии. Но знаменитый комик не мог спокойно смотреть на то, что происходило в Европе. Актёра возмущало, что весь цивилизованный мир делал вид, будто не замечает ни массовых гонений на евреев, ни открытой подготовки фюрера к новой мировой войне...
Их поменяли местами
В фильме Чаплина речь идёт о диктаторе по имени Аденоид Хинкель, который правит Томанией и за спиной правителя Бактерии по имени Бензино Наполони планирует вторжение в соседнюю страну Остерлих. С помощью своих отрядов штурмовиков он устанавливает режим террора. Жители еврейского гетто планируют покушение на Хинкеля. Во время одной облавы шутрмовики арестовывают маленького цирюльника, который внешне похож на Хинкеля (и того и другого играет Чаплин). Когда он и его тюремный друг добывают себе солдатскую форму, им удаётся сбежать. В итоге из-за внешней схожести цирюльника с диктатором их путают, причём настоящий Хинкель попадает в тюрьму, а цирюльник на его место.
Танец с глобусом
На студии в Голливуде Чарли возвёл декорации гетто, в котором и происходила значительная часть действия сатирического фильма. Вся чаплиновская суть заключалась в том, что Хинкель – не блестящий стратег и не могучий лидер. Он представляет собой всего лишь неуверенного в себе шута, который одержим собственным общественным имиджем и меняет политические решения, чтобы продлить себе пребывание у власти. Культовой стала сцена, в которой мечтающий о мировом господстве диктатор танцует и жонглирует воздушным шаром в виде глобуса, пока тот не лопается...
В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин напишет: "Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать "Диктатора", не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения".
Угрозы не сломили
Съёмки первого полностью звукового фильма Чаплина проходили в обстановке строжайшей секретности. Но скоро к Чаплину начали приходить письма с предупреждениями и открытыми угрозами. Кинокомпании предупреждили комика, что его фильм может разрешить статус-кво.
Вплоть до начала Второй мировой войны крупные студии Голливуда воспринимали Германию как очень важный и большой рынок, который им крайне не хотелось терять. Желание не раздражать лишний раз нацистские власти приводило к появлению особых негласных требований к фильмам: в частности, в них не допускалось появление еврейских персонажей, а также затрагивание каких-либо политических вопросов, которые могли показаться недопустимыми германским идеологическим цензорам. Американские фашисты писали Чаплину, что будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран во время показа. Но несмотря на всё это, Чаплин продолжил работу над фильмом.
Кстати
Чаплин высмеял и окружение Хинкеля. Его ближайшие соратники – Гарбич (пародия на Геббельса, имя по-английски означает «мусор») и Херринг (пародия на Геринга, имя означает «селёдка»). Последний в одной из сцен получает от
Хинкеля столько медалей, что ему приходится поворачиваться боком, чтобы найти место для новой.
Настоящий триумф
Съёмки начались в сентябре 1939 года, через неделю после начала войны. Наблюдая за нарастающим напряжением в Европе, Чаплин уже в ходе съёмок решил изменить финал комедии и завершить её пламенной антивоенной речью еврея-парикмахера, в которой все увидели мысли самого режиссёра.
Сотни актёров и техников, бесчисленные репетиции сцен, пересъёмки, привычное недовольство Чаплина, ищущего идеальную версию. Наконец спустя 559 дней Чарли завершил работу над фильмом.
Премьера состоялась 15 октября 1940 года. Залы буквально ломились от зрителей, в числе которых было и много знаменитостей. «Самая большая премьера со времён «Унесённых ветром» - гласил один из газетных заголовков. Публика рукоплескала Чаплину. Как позже описали атмосферу в зале, «всё происходило как будто добрейший ангел спустился на землю противостоять злу».
В 1940-м, в год выхода фильма на экраны, когда Гитлер уже начал своё захватническое покорение Европы, а Соединённые Штаты всё ещё не разрывали с фюрером отношений, фильм Чаплина стал подлинным откровением и признанием страшных фактов истории со стороны обычного американского зрителя.
Гитлер дважды посмотрел картину. Видимо, фильм произвёл большое впечатление на фюрера, поскольку он объявил Чарли своим личным заклятым врагом.
Торжество американской «демократии»
После премьеры "Диктатора" Чарли стал активно продвигать идею открытия второго фронта и даже свою речь на одном из митингов начал с обращения "Товарищи". Это ещё больше уверило американские спецслужбы в том, что Чаплин является тайным коммунистом, на что актёр отвечал: "Я не знаю, что такое коммунизм, но если он создаёт людей, подобных тем, которые сражаются на русском фронте, - мы должны уважать его".
После окончания войны началась охота на ведьм, и ряд влиятельных сенаторов во главе с Джозефом Маккарти требовали изгнания Чаплина из США. 17 сентября 1952 года Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру «Огней рампы», и глава ФБР Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актёра в страну. В итоге, Чаплин переехал в Швейцарию, где жил до конца жизни.