Уже около семи лет "Феникс" производит терминалы, в том числе для собственной платежной системы QuickPay. Но пару лет назад предприятие начало осваивать выпуск и другой продукции из металла. Первым опытом стали подставки для новогодних елок, а спустя год ведущий инженер "Феникса" Алексей Бердников предложил делать печи и мангалы для шашлыка. И бренд для них придумал сам — Grillver.
Небольшая разница
Первая попытка выпуска новой продукции на "Фениксе", можно сказать, прошла удачно, хоть и не совсем гладко. На предприятии разработали модель подставки под новогоднюю елку — она полностью разбирается, в ней предусмотрен стакан для воды, чтобы елка не вяла. Подставки получились, но неожиданно возникли трудности с их реализацией.
Александр Шульженко,
гендиректор барнаульского предприятия "Феникс":
Мы не попали в сезон. Оказалось, что подставки надо было начинать продавать с середины осени. Они у нас на складе зависли — около двух с лишним тысяч штук. Хорошо, что подставки это не новогодние открытки, которые устаревают, если их не подаришь вовремя. Через год мы отдали их на реализацию в новосибирскую торговую сеть “Колорлон”, раскупили очень быстро — за пару недель.
Под заказ "Феникс" делал и другую непрофильную для него продукцию. Например, тележки и стеллажи. Но это не было серийным производством. Мангалы стали для предприятия первым подобным опытом после терминалов.
Сначала может показаться, что ничего общего у мангалов и платежных терминалов нет. Но с точки зрения производства разница небольшая. Оба изделия — это по сути металлические корпусы, только разной формы.
По словам Александра Шульженко, никакого оборудования для начала выпуска новой продукции докупать не потребовалось. Лазерную резку металла, гибку (сгибание деталей), полимерное окрашивание и сборку мангалов предприятие делает в тех же производственных помещениях и на тех же станках, где производятся терминалы.
Заинтересовали немцев
Алексей Бердников впервые сделал мангал для своего друга — это был подарок на день рождения. Потом у него появилась идея попробовать делать мангалы на предприятии, где он работает. "Мне хотелось сделать удобную функциональную вещь, а не одноразовый ширпотреб", — говорит он.
"Когда Алексей пришел ко мне с идеей производить мангалы, я сказал ему, куда, мол, мы с этими мангалами, что мы там нового можем придумать. Но он ответил, что сделает первые опытные образцы и покажет. Алексей ведь профессиональный инженер-конструктор, а еще — любитель барбекю. Он действительно сделал такие мангалы, аналогов которым нет не только в Барнауле, но и в России", — рассказывает Шульженко.
На производстве, как это и бывает, все сразу не получилось, было какое-то количество брака, постепенно оттачивались размеры деталей, их форма и другие характеристики. Свою первую партию мангалов предприятие "Феникс" выпустило в июне 2013 года. Потом некоторые модели дорабатывались, в них вносились изменения в соответствии с пожеланиями покупателей.
Производителей мангалов для массового и профессионального использования на российском рынке довольно много. Есть как небольшие региональные компании, так и крупные производители. Например, к самым большим и известным относятся Forester и Grifon. По словам Александра Шульженко, наличие таких конкурентов не помещало мангалам Grillver произвести хорошее впечатление на посетителей одной из российских отраслевых выставок, в которой участвовало предприятие.
"В прошлом году мы еще не знали, что сезон наиболее активных продаж мангалов заканчивается в июне. То есть в сезон и здесь не попали, как с подставками для елок. Но в выставке поучаствовали. К нам подходили представители крупных компаний, отмечали качество нашей продукции, говорили, что она отличается от того, что есть на рынке. Там мы познакомились с некоторыми дистрибьюторами, теперь они звонят нам и покупают небольшие партии мангалов на пробу. Крупная немецкая компания проявила заинтересованность в том, чтобы мы делали мангалы под ее торговой маркой. Сейчас обсуждаем условия сотрудничества", — рассказывает Шульженко.
Вышли на новый рынок
По словам Шульженко, у мангалов Grillver есть несколько важных конкурентных преимуществ. Во-первых, они удобны для логистики — разбираются на части, пакуются в относительно небольшие коробки, а потом легко собираются. Во-вторых, их конструкция детально продумана, разработаны разные варианты одного и того же мангала — со столиками, боковыми крючками, с колесиками или на ножках, с перфорацией в жарочной камере или без нее. Если мангал с перфорацией, то у него обязательно есть поддон, чтобы зола не разлеталась, а оставалась в нем. Александр Шульженко отмечает, что такие детали очень важны, именно они делают использование удобным. Предприятие даже подало документы, чтобы получить патенты на модели мангалов, разработанных его специалистами.
В-третьих, мангалы выполнены из очень толстой для такого вида продукции стали — 2–3 мм. Это обеспечивает высокую степень надежности (гарантия 10 лет). Обычно корпус мангала делают не толще 0,7–1,5 мм. В-четвертых, относительно низкая цена для имеющихся качественных характеристик. "К достоинствам наших мангалов можно отнести и их дизайн, — говорит Шульженко. — Он очень современный, без лишних завитушек и украшений".
Предприятие продолжает работать с отзывами клиентов о своей продукции. Алексей Бердников отмечает, что улучшать ее можно и дальше. "Мы столкнулись с проблемой — наши печи неудобны для логистики из-за торчащих труб. Мы подумали, что трубу можно разделить на части и упаковать вместе с печью, но для этого нужно специальное оборудование", — говорит он.
Рынок товаров массового спроса — новый для предприятия, ведь терминалы покупает в основном бизнес, а не частные лица. Александр Шульженко говорит, что компания только учится работать с новым типом покупателей. "Феникс" заключил договоры на реализацию мангалов с такими известными компаниями, как "АрсиДом", "Колорлон", "Скаут", в процессе обсуждения находится договор с компанией "ПосудаЦентр". Часть продукции скупают небольшие региональные магазины и крупные дистрибьюторы. У "Феникса" есть сайт с интернет-магазином, компания планирует в скором времени начать его продвижение в Москве.
Объем производства мангалов и печей Александр Шульженко не раскрыл, но рассказал, что предприятие может делать их существенно больше, чем сейчас. "На данный момент при производстве мангалов мы ориентируемся на статистику продаж. Цеха резки и сгибания сейчас задействованы где-то на 40%, — говорит он. — В общем, нам еще есть куда расти".
Мясо важнее мангала
Перед началом шашлычного сезона мы решили спросить о секретах приготовления шашлыка у руководителя кулинарной школы "Студия вкуса" Михаила Хмелинина.
Михаил Хмелинин,
руководитель "Студии вкуса":
Самое главное условие для приготовления вкусного шашлыка — это качественное мясо. Его не нужно заправлять большим количеством специй. Если шашлык из свиной шеи, то его можно замариновать в минеральной воде с луком, солью, перцем, еще можно добавить томаты. Это рецепт простого и самого лучшего маринада. Если взять вырезку говядины, то ее даже мариновать не надо, просто посолить, сформировать стейки и можно жарить. Баранину лучше мариновать в кефире с кориандром или с кинзой, петрушкой или с томатами. За пять-шесть часов мясо замаринуется.
Если хотите использовать специи для шашлыка, то лучше купить их на рынке, они более качественные, чем в магазине, там глютамата натрия по крайней мере нет. Вкусный шашлык можно приготовить даже на плохом мангале, самое главное — иметь качественное мясо. Но дешевые мангалы лучше не использовать, у них бывает специфический запах, который уходит в мясо. Однако если уж вы купили такой мангал, то нужно его хорошенько прокалить перед использованием.
Факт
Большую часть платежных терминалов "Феникс" на данный момент продает в Казахстан. За счет спроса на них в этой стране производство растет. Кроме этого предприятие вместе с партнером намерено осваивать рынок США.
Самое важное - в нашем Telegram-канале