"Мне некогда наслаждаться успешностью"

"Когда мыльный пузырь растет, можно предположить, что рано или поздно он лопнет", – считает владелица сети салонов красоты "Мэм" Эльмира Кулешова. Она полагает, что нынешний финансовый кризис был предсказуем еще два года назад и любой дальновидный предприниматель мог к нему должным образом подготовиться. Причем это утверждение г-жа Кулешова доказывает собственным примером: в разгар обвала рынков она открыла очередной салон, инвестировав в проект исключительно собственные средства. О некоторых нюансах бьюти-отрасли Барнаула, а также об арифметике своего малого бизнеса г-жа Кулешова рассказала в интервью.

Я умею просчитывать

– Эльмира, второй салон вы открыли в пору серьезного обвала большинства рынков. Как может отразиться на вашем деле такое совпадение?

– Все это было предсказуемо и просчитывалось еще года два назад как минимум по "поведению" недвижимости. Был необоснованный подъем рынка, когда цена квартир за сутки поднималась на 30-40 тыс. рублей. Но так долго продолжаться это не могло. Я все просчитала и, когда на рынке сложилась наиболее оптимальная ситуация, все свободные деньги вложила в недвижимость и на пике цен продала нужный мне объем. Таким образом я не только сохранила, но и преумножила свой капитал. И развиваюсь я исключительно за счет собственных средств: при необходимости просто продаю тот или иной объект недвижимости и вкладываю деньги в салонный бизнес. Поэтому те проблемы с кредитованием, которые сейчас так сильно беспокоят предпринимательское сообщество, меня не касаются.

– А с чем связан ваш уход в салонный бизнес? Теоретически он куда менее рентабелен, чем недвижимость…

– Во-первых, я еще не совсем оставила рынок недвижимости. А во-вторых… Я с полной уверенностью могу сказать, что у людей несоизмеримо больше блеска, радости в глазах, когда их сделали красивыми, чем когда они купили квартиру. И мне всегда хотелось доставлять людям радость. Вот и решила попробовать себя в этом бизнесе. Возможно, у кого-то он менее рентабелен. Но не у меня – я все умею просчитывать. Вот, скажем, как все было со вторым салоном. Идею подбросили клиенты: как выяснилось, у моих мастеров много посетителей с Южного. Это меня заинтересовало, и я стала изучать ситуацию. Оказалось, что там просто нет ни одного салона. Я поехала на Южный, осмотрелась: стоит огромная "Мария Ра" с большим покупательским потоком, и редкий покупатель выходит с полупустой корзиной. Потом я сравнила цены на недвижимость в самом раскупаемом на сегодняшний день Индустриальном районе и на поселке Южном: разницы нет. Далее я обратила внимание на количество дорогих машин: стояла и считала автомобили стоимостью свыше 0,5 млн. руб. За 15 минут проехали 18 таких машин. А еще я посмотрела, какие коттеджи там строятся: от 8-10 млн. и до 30 млн. руб. за объект. Все эти показатели весьма красноречиво свидетельствуют о том, что люди на Южном живут не бедные. А значит, они себя уважают, любят и готовы потратить деньги на свой внешний вид.

После такого заключения оставалось только удачно подобрать помещение. И я его нашла, "привязавшись" к магазину, остановке, школе и детскому саду. Я много вложила в проект – только в интерьер ушло 4 млн. рублей. Но я уверена, что такие инвестиции куда более выгодны, чем если бы я разложила эту сумму по банкам под проценты. Проценты либо не успевают за инфляцией, либо случится какой-то обвал… А так деньги действительно работают и приносят радость.

Жаловаться не приходится

– Насколько внушительные затраты на дизайн салона соотносятся со спросом потребительской аудитории Южного?

– Салон получился шикарным. Одно только зеркальное оформление ручной работы чего стоит! Зеркальная фабрика четыре месяца делала наш заказ. И солярий у меня итальянский, последней модели. Он стоит, "как уши от вертолета", аналогов в городе пока нет. Но таков мой принцип: каждый новый салон должен быть лучше предыдущего. Мне вообще кажется, что предприниматели зря недооценивают Южный, считая его рабочим поселком. И в результате там расположены солярии семи-восьмилетней давности, интерьеры не очень хорошие, площади маленькие. И население, а, как я уже говорила, оно там не бедное, не может получить нормальное обслуживание. Поэтому мой салон там весьма кстати, и жаловаться на плохой спрос мне не приходится.

Когда мы открылись, люди, глядя на эту красоту, говорили: "Наверное, у вас дорого". Но администратор показывала цены, и в результате первыми клиентами у нас стали пенсионеры! На Южном располагается завод "Ротор", который платит своим пенсионерам достойные деньги. И пожилые люди готовы их потратить на то, чтобы привести себя в порядок. Глядя на такую посещаемость, мы сделали специальные "дни пожилого человека", когда при предъявлении пенсионного удостоверения люди обслуживаются за полцены. И нельзя забывать, что у пенсионеров есть семьи. В результате информация о салоне расходится все шире.

– В Барнауле порядка 250 салонов красоты, которые в той или иной мере соответствуют заявленному формату. Как вы считае­те, насколько это количество адекватно потребностям краевой столицы?

– Ногти и волосы растут всегда, поэтому хотя бы раз в два месяца человеку необходимо приводить себя в порядок. И у людей растет не только платежеспособность, но и уровень притязаний в части своей внешности. Поэтому спрос на "красивые" услуги есть. Но вместе с тем качественно отрасль не отвечает всем требованиям рынка. Например, я считаю, в Барнауле нужен круглосуточный салон. Ведь многие представители бизнес-класса "живут" на работе. Они уезжают на работу очень рано и возвращаются очень поздно. При таком режиме им очень сложно найти время, чтобы привести себя в порядок, – все заведения закрываются в 21.00-22.00. Так что мы еще не исчерпали все возможности индустрии даже в таких, казалось бы, мелочах.

Без мастеров я никто

– В краевой столице два обучающих профильных центра, курсы и мастер-классы часто проводятся в Барнауле и Новосибирске. И вместе с тем часто приходится слышать о проблеме с персоналом в вашей индустрии. Почему?

– Это действительно большая проблема. Во-первых, центры обучения не занимаются трудоустройством. А без опыта работы ни один нормальный хозяин мастера не возьмет. В результате человек начинает осваивать практику в обычной парикмахерской, где ему быстро "обламывают крылья", и желание фантазировать и развиваться отпадает. Во-вторых, владельцы салонов часто сами губят свое дело и дело своих мастеров ценовой политикой. Так, они повесят цену "От 1 тыс. рублей" за стрижку, и к ним придет в лучшем случае один клиент в неделю. И мастер просто теряет квалификацию в отличие от коллеги, который обслуживает по семь-восемь человек в день. А между тем какая бы шикарная и талантливая ни была хозяйка салона, а без мастеров она – никто и ничто. Я это понимаю и много вкладываю в свой персонал: мастера обучаются за мой счет. Все ноу-хау, интересные мастер-классы в регионе попадают в актив моих сотрудников. Надо сказать, такой подход – большая редкость на рынке.

– Однако на рынке не редкость и ротация кадров. Вы в них инвестируете, а они уходят в другой салон…

– У нас есть договоренность: взамен на оплачиваемое мною обучение мастера обязаны отработать три года. А по прошествии этого времени теряется смысл уходить. Зачем, если здесь есть все возможности для профессионального роста? Уходя из салона, хороший мастер в среднем может увести за собой 80% своих клиентов. Но не все готовы идти за мастером куда-то далеко, и в процессе перехода теряется порядка 20% клиентов. Это редко бывает оправданным. Были случаи, что у меня уходили мастера. Но через три месяца вернулись.

– Во многих отраслях предприниматели сетуют на активизацию потребительского терроризма. Насколько это движение развито в вашей индустрии?

- Не могу сказать, что в Барнауле это сильно развито. За три года был только один случай: пострадали почти все парикмахерские в Индустриальном районе. Человек методично стригся во всех салонах по очереди, каждый раз оказывался недовольным и отказывался платить. Как-то мы созвонились с владельцами салонов и выяснили, что во всех случаях это был один и тот же человек.

– А насколько вообще ваша отрасль консолидирована?

– Мы практически не общаемся. В этой среде очень развит подход "кто на сколько выглядит" и "кто где сколько потратил". Мне это не нравится, и я не стремлюсь к общению с коллегами по бизнесу. Я, наверное, кошка, которая гуляет сама по себе. Не хочу у кого-то перенимать опыт, чем-то делиться… Мне лучше одной.

Не смогу идти – буду ползти

– У вас есть ощущение, что в силу профиля своей деятельности вы причастны к некоему красивому миру? "Хозяйка салона" – звучит красиво…

– Я тринадцатый ребенок в семье и никогда не жила даже просто в достатке. И мне с рождения не досталось завышенной самооценки. Поэтому я берусь за любую работу, посредством которой можно поднять свой уровень, научиться чему-то. У меня нет ощущения: "Ух, какая я молодец, это все мое!". Я еще не дошла до апогея своего развития. Бизнес радует, приносит прибыль. Но я еще только на полпути, мне некогда останавливаться и наслаждаться статусом и успешностью. И потом, у меня натура такая: я не хожу по прямой дороге, а карабкаюсь по сложным маршрутам, обламываю ноготки… Но в следующий раз я снова иду по этому пути, только уже, образно говоря, со снаряжением. И чем больше проблем на первом этапе, тем больше бережешься на следующем. Конечно, я стараюсь предупреждать ситуации: сначала все узнаю, просчитаю, а потом уже начинаю делать. Но невозможно всегда все делать правильно и ни за что не получать по шее. И потом, когда все время конфеты, рано или поздно хочется борща.

– По-поводу "на полпути": куда планируете идти дальше?

– Планирую выстроить сеть. Каждые два года надеюсь открывать по салону и довести их количество как минимум до семи. Кроме того, хочу сделать развлекательный и лечебно-оздоровительный комплексы. "Мэм" должен присутствовать во всех районах города. Я непременно буду идти к этой цели. Не смогу идти, буду ползти.

И еще я буду строить детские развлекательные площадки. Например, на Южном малышам играть негде. А у меня перед салоном большая территория, вот с нее и начну. Я уже беседовала с руководством управляющей компании и администрацией поселка, идея принята. В этом проекте кроме социальной есть и коммерческая составляющая. Скажем, гуляет мама с ребенком, ей звонят и спрашивают, где она. "А я возле салона "Мэм"!" – так информация хорошо расходится. Или, скажем, пока один из членов семьи приводит себя в порядок, другой с малышом гуляет здесь, а потом наоборот – удобно! А удобство всегда способствует лояльности.

– У вас вообще довольно тесные отношения с властными структурами. Например, представители администрации были у вас на открытии салона… Зачем это вам?

– Может, это и нескромно, но у меня есть желание выдвинуть свою кандидатуру на конкурс "Человек года". Люди должны знать своих героев – тех, кто любит свой город чуть больше, чем остальные. А я этот город очень люблю.

Справка

Эльмира Закирьяновна Кулешова родилась 12 июля 1968 года в Казахстане. Она окончила юридический факультет Казахского госуниверситета и переехала с супругом в Россию, где вскоре занялась риэлторской деятельностью. "Я одна из тех, кто начинал формировать риэлторский бизнес в Барнауле", – отмечает г-жа Кулешова.

В 2005 году Эльмира Кулешова открыла свой первый салон-парикмахерскую "Мэм". Он располагается в Индустриальном районе Барнаула и имеет площадь 61 кв. м. "В оборудование и ремонт я вложила порядка 1,5 млн. рублей. По тем временам это были немаленькие деньги. Но они вернулись уже через семь-восемь месяцев", – констатирует предпринимательница. Второй салон красоты "Мэм" открыла 5 октября на территории п. Южного, он занимает 71 кв. м. Третий салон площадью 102 кв. м будет располагаться на ул. Шукшина.

Г-жа Кулешова растит дочь, которая сейчас является президентом школы № 27. О своих увлечениях говорит так: "У меня большой розарий, и я очень люблю проводить там время, ухаживать за цветами. Кроме того, люблю почитать".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость