Жизнь

На Алтае учёные нашли следы трёх мощных древних землетрясений

Ученые института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и Новосибирского госуниверситета нашли на северной границе Чуйского хребта в Республике Алтай следы сразу трех мощных древних землетрясений. Палеосейсмологи предлагают учесть это при строительстве газопровода "Сила Сибири-2", который должен пройти примерно в одном км от этого места, сообщает пресс-служба НГУ.

Один из участков разломного уступа на Алтае.
Евгений Деев, nsu.ru

Землетрясения произошли около 5 500, 3 400-3 100 и 1 300 лет назад. У двух последних, наиболее молодых, специалисты смогли оценить магнитуду и интенсивность, которая составляла 9-10 баллов, а возможно и выше. Результаты исследования опубликовали в научном журнале International Geology Review.

Внимание ученых привлек разломный уступ в зоне сочленения Курайского хребта и северо-западной части Чуйской впадины протяженностью 6 км и высотой до 8 метров. По сейсмогенному разрыву они рассчитали магнитуду, которая оказалась в диапазоне от 7,2 до 7,6. "Это говорит о том, что интенсивность древнего землетрясения составляла 9-10 баллов", — говорит палеосейсмолог Евгений Деев. Согласно данным радиоуглеродного анализа, это землетрясение произошло 3 400-3 100 лет назад.

Кроме того, на одном из участков разломного уступа палеосейсмологи обнаружили ранее неизвестный археологический памятник — группу из 17 древних курганов с признаками деформации, получившую название Туралу-Джюрт-III. Археологи из Новосибирска и Польши помогли установить примерный возраст некрополя — в интервале от второй половины первого тысячелетия до н.э. до первого тысячелетия н.э.

Курган, деформированный при землетрясении на Алтае.
Евгений Деев, nsu.ru

"Оказалось, что на этой территории когда-то произошло еще одно землетрясение, причем, достаточно сильное. Известно, что курганы были сооружены до землетрясения, что означает, второе сейсмическое событие произошло менее двух тысячелетий назад", — рассказывает Евгений Деев.

Палеосейсмологи принялись изучать разлом под деформированными курганами, чтобы выяснить историю более молодого землетрясения, но при этом обнаружили следы еще одного, уже третьего по счету землетрясения на этой территории. Оно оказалось самым древним — около 5,5 тыс. лет.

Выявленный сейсмогенный разломный уступ находится на расстоянии менее 1 км от планируемой трассы газопровода из России в КНР, и этот факт требуется учесть при прокладке газопровода. Современные сейсмологические наблюдения представляют эту территорию как слабосейсмичную. Однако, по крайней мере раз в 2,-2,5 тысячи лет здесь происходят сильные землетрясения с магнитудой от 7 и выше, утверждают ученые.