Туризм

Недостатки экскурсионного обслуживания обсудили в Барнауле

Есть три кита, на которых держится туриндустрия любого региона, – это размещение гостей, их питание и развлечение. Отсутствию системного подхода к организации в крае последней из перечисленных основ был посвящен "круглый стол" на тему "Проблемы экскурсионного обслуживания в Алтайском крае", который прошел в Алтайской торгово-промышленной палате.

В чем, собственно говоря, состоит проблема? Некогда существовавшая система подготовки, организации и реализации экскурсионных услуг, которую в советские времена осуществляла единственная фирма "Алтайтурист", была разрушена, а новой на ее месте, как водится, никто не создал. Все это привело к тому, что, во-первых, почти не осталось квалифицированных экскурсоводов, во-вторых, туристам приходится ограничиваться уже стандартным и не слишком разнообразным набором экскурсий преимущественно в Алтайском районе и Республике Алтай и, в-третьих, компании не имеют тех доходов, которые могли бы получить, работай они слаженно. В итоге страдает имидж края как туристического региона, не способного предложить всю гамму развлечений гостям. Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что нужен некий объединяющий орган, и даже внесли в резолюцию пункт о необходимости его создания. Но вот будет ли он создан – вопрос.

Идея создать единый орган возникла не сразу. Сначала собравшиеся говорили о частных недостатках. Скажем, директор гостиницы "Барнаул" Сергей Воронов сказал, что он бы рад предложить своим гостям какие-то программы, но нечего. Представитель компании "Турина гора" Екатерина Москвитина сообщила, что пыталась "зайти" в гостиницы с предложением о сотрудничестве, но ее не стали слушать. А Татьяна Малышева, председатель комитета АлтТПП по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, сетовала, что турфирмы не включают в экскурсии посещение барнаульских музеев и галерей. Елена Чупина, руководитель Алтайской ре­гиональной ассоциации туризма, в ответ признала, что это действительно так, поскольку есть проблемы во взаимоотношениях и с отелями, и с музеями.

"Нам нужно выработать единую позицию, а то сейчас мы как лебедь, рак и щука – каждый в свою сторону тянет. А нужен орган, который объединил бы и гостиницы, и турфирмы, и предприятия общественного питания, и экскурсоводов", – заявил Александр Ненашев, директор гостиницы "Колос". Его поддержали. Однако тут же возник вопрос: кто же будет выступать в качестве объединяющей силы? Проще говоря, кто займется воплощением этой светлой идеи в жизнь? И вот тут возникла заминка.

Татьяна Малышева и Елена Чупина отмели возможность возложить эти функции на общественные объединения. Туркомпании также не готовы взять на себя такой груз. "Есть ли фирма, которая способна была бы взять на себя все обязательства по организации экскурсионного обслуживания? Нет. Это огромные затраты: на обучение кадров, на написание программ и их утверждение, на покупку транспорта, отвечающего требованиям безопасности. Это пласт, который нужно поднимать вместе", – высказала свое мнение г-жа Чупина.

Логичным итогом дискуссии стало предложение, как водится, возложить эту почетную миссию на власть. Тем более что и пример вроде бы нашелся – Бийск. В этом городе создано некоммерческое партнерство "Ассоциация тур­индустрии Алтая", которое возглавляет Руслан Емельянов, сотрудник мэрии. Члены этой организации самостоятельно успели уже кое-что сделать для развития туротрасли. Скажем, они составили перечень местных экскурсоводов, открытый всем турфирмам. При участии партнерства были выпущены два каталога о Бийске, представленных на выставках в Берлине, Москве и Новосибирске. Была организована первая в Бийске отраслевая выставка. А сейчас участники объединения задумали создать на въезде в город туристско-информационный центр, где будет аккумулироваться информация не только о турфирмах и туристско-привлекательных объектах, но и о гостиницах, кафе, музеях, автозаправках и т. д.

Но и с этим, казалось бы, радостным примером взаимодействия бизнеса и власти вышла загвоздка. На момент создания ассоциации Руслан Емельянов не был чиновником, а работа шла уже тогда. "Да, администрация города активно поддерживает наши начинания, – говорит Елена Пальвинская, директор компании "Аникс-тур", – но она не делает за нас работу, вся инициатива исходит от субъектов бизнеса, и мы сами наши идеи воплощаем в жизнь".

Поддержал этот посыл и Сергей Харламов, курирующий в Главном управлении экономики и инвестиций края сферу туризма. Он заметил, что создание системы экскурсионного обслуживания туристов в первую очередь необходимо самим туркомпаниям. И добавил, что у каждого есть своя сфера ответственности и свой круг обязанностей. Создание системы развлечений, похоже, ни в чей круг не входит, хотя все в ней нуждаются.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость