О ручном плановом режиме

Недавно я приватно разговаривал с одним высокопоставленным чиновником. Фамилию называть не буду, дабы не подставлять разот­кровенничавшегося человека. А суть беседы заключалось вот в чем. Чиновник говорил о том, что сегодня в условиях экономической нестабильности по всей стране (и наш регион – не исключение) появилось множество желающих получить халявные бюджетные деньги. И все норовят попасть в какой-нибудь список предприятий, нуждающихся в поддержке. 

– Ты не представляешь, – говорил мне собеседник, – сколько у нас, оказывается, нашлось желающих получить бюджетные деньги. И те звонят, и другие. Всем – помоги. Мы начинаем заглядывать в их финансовые документы. А там вполне нормальные цифры. Прибыль есть по итогам прошлого года, кое у кого даже немаленькая. Так чего же вы жалуетесь? В 1990-е годы никакой помощи со стороны государства не было, и ничего – выкручивались.

Сравнение с девяностыми, конечно, справедливо. Тут даже сомнений быть не может. Для многих предприятий края это был сущий кошмар. Но только с чего бы их руководителям сегодня отказываться от помощи, которая якобы гарантирована государством. Деньги бюджетные, да. Но почему бы с государства не взять плату за то, что оно в течение восьми лет не выстроило работоспособную экономику, а занималось продажей сырья и вкладывало деньги во всякие Манни и Фреди. Деньги нужно брать, тем более если действительно у предприятий дела сегодня идут плохо.

– А с чего ты взял, что плохо? – продолжил собеседник. – Директор любого предприятия никогда всю правду журналисту не расскажет. Потому что по рангу не положено. Вот сам посуди, будет ли он сегодня говорить о том, что есть какие-то успехи? Вряд ли. Наоборот, нужно говорить о том, что все складывается очень напряженно – кредиты не дают, энерготарифы выросли, налоговая система несовершенна, сбыта продукции нет.

То, что хорошие новости нам перестали рассказывать, охотно подтверждаю. Но у некоторых предприятий трудности есть на практике. К примеру, работает завод по госзаказу. Работает честно, соблюдает все сроки, отгружает продукцию вовремя. Ему в министерстве за выполнение контракта деньги обещают в одном квартале, перечисляют в другом или даже в третьем. При этом говорят: "Будешь ерепениться, на следующий год вообще заказ не получишь". У предприятия получается некий финансовый разрыв. Что делать? Брать кредит? У кого и под какой залог? Особенно при условии, что банки сегодня требуют на рубль кредита два с половиной, а то и три рубля ликвидного обеспечения. Так вы дайте такому предприятию какие-нибудь гарантии.

– Это все частный случай, – горячился мой собеседник. – Хотя признаю, что они в крае действительно есть. Но они – единичные. Я же тебе говорю о другом. О системе! Вот выделят деньги у нас одному предприятию, второму, третьему. Они эти деньги получат, потратят, запустят производство, начнут выпускать продукцию. А где гарантии, что ее будут покупать?

Данный аргумент показался мне спорным, хотя не лишенным определенных оснований. Потому что, по логике вещей, заработать должны сразу все предприятия, входящие в производственно-технологическую цепочку. Но у каждой цепочки есть конечная продукция, которой нужен платежеспособный покупатель. Например, возьмем отечественный комбайн или вагон. Кто сегодня будет брать их в том количестве, которое способно выпускать отечественные заводы?

– Вот! – обрадовался собеседник. – А для этого нужны различные федеральные программы. Лизинговые, программы по обновлению основных фондов – не важно. В любом случае они должны быть ориентированы на конечного потребителя. К примеру, ты "РЖД", иди и купи в этом году у "Алтайвагона" тысячу штук. А ты, администрация, должна закупить 10 автомобилей "Волга" у "ГАЗа".

"Так это вы говорите уже о какой-то плановой экономике", – продолжил я. Условно говоря, каждое крупное предприятие получит от профильного министерства разнарядку, сколько купить, сколько произвести, сколько поставить сырья, сколько продать. К этому процессу дополнительно подключатся региональные ведомства. Условно говоря, Главное управление сельского хозяйства должно обеспечить "Ростсельмашу" и красноярскому заводу сбыт комбайнов в своем регионе в количестве N штук. Только тогда, алтайские предприятия, которые попадают в эту цепочку, заработают в полную силу.

– Да, похоже на плановую экономику. Это управление экономикой в ручном режиме, – с улыбкой продолжил собеседник. – Но я тебе об этом ничего не говорил.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость