Потребитель

Правильно ли брать деньги с покупателей цифровой техники в пользу авторов песен и фильмов?

На днях в городах России прошли флэш-мобы против так называемого "михалковского оброка". Этот сбор в размере 1% от стоимости товара будут взимать с производителей и импортеров всей техники, с помощью которой граждане слушают музыку и смотрят фильмы. Собирать деньги и делать отчисления авторам и исполнителям будет Российский союз правообладателей (РСП) под руководством Никиты Михалкова. Эксперты оценили полезность данной меры для авторов и ее влияние на кошельки граждан.

Никита Михалков,
кинорежиссер:

Художник является проводником меж­ду Господом и людьми, но если он считает талант своей собственностью, то он перестает быть художником. Задача автора заниматься творчеством, а защитой его авторских прав должны заниматься соответствующие организации.

Сколько заплатили авторам в 2009 году

С 2008 года сбором отчислений в пользу авторов с кафе, ресторанов и других организаций, где публично воспроизводятся музыка и фильмы, занимается Российское авторское общество. На своем сайте www.rao.ru оно разместило отчет о доходах и расходах в 2009 году.

Сборы авторского вознаграждения в 2009 году составили 2,7 млрд. рублей.
Из них российским авторам поступило 2,2 млрд. рублей.
За публичное исполнение – 1,6 млрд. рублей.
Расходы на центральный аппарат РАО – 459 млн. рублей.

Из них:

поддержка национальной культуры и искусства – 12,7 млн. рублей;
оплата труда – 240 млн. рублей.
На содержание филиалов – 134 млн. рублей.

Фактически легализуется пиратство

Илья Кравцов,
главный идеолог и член оргсовета Пиратской партии России:

В чем потенциальная неконституционность "михалковского оброка"? Во-первых, сбор прямо нарушает презумпцию невиновности, так как осуществляется за копирование контента, защищенного авторским правом (оно запрещено). Тем самым подразумевается, что каждый житель нашей страны нарушает закон. Особый цинизм в том, что никаких доказательств нарушения закона в данном случае просто не существует – закон не может нарушаться потребителями в принципе, так как в момент оплаты, скажем, компакт-диска (а значит, и отчисления сбора) потребитель еще ничего не записал на него.

Нарушен и конституционный принцип справедливости – соответствия преступления наказанию. Наши законы запрещают ставить людей в ситуацию, когда к ним будут применяться санкции за преступления, которых они не совершали.

Фактически легализуется то, что до сих пор считалось пиратством: авторские отчисления будет выплачивать любой человек, который копирует информацию, защищенную копирайтом. Если же мы этот закон понимаем неверно, то ситуация сложится вообще вопиющая: нас обяжут платить за то, что при этом запрещают делать.

25% от вырученной суммы РСП будет оставлять себе, а еще 60% – направлять в созданные им же фонды. Но ведь не все авторы захотят вступать в РСП. При этом организация Михалкова будет все равно представлять их интересы, собирая налог в том числе и на их произведения. Получается, что помимо сомнительной законности деятельности РСП в отношении потребителей не меньшие сомнения возникают и в правомерности их работы с самими авторами.

Теперь у нас будут платить все и за все, то есть свободное распространение произведений станет невозможным в принципе! У авторов отбирают право дарить людям свое творчество. То есть "авторское" право снова ограничивает не только потребителей, но и самих авторов.

Театры надо освободить от отчислений

Ирина Свободная,
экс-завлит театра драмы:

Вероятнее всего, цифровая техника после ввода этих отчислений подорожает не на 1%, а больше. А сами отчисления являются очередным "честным способом отъема денег". Например, Российское авторское общество уже забирает себе 34% от отчислений за то, что представляет интересы автора.

Сегодня театры платят создателям спектаклей, в том числе и авторам пьес, исправно. За 10 лет моей работы в театре драмы авторские отчисления иногда достигали 28% от сборов со спектакля. Это гигантская сумма. При этом до сих пор не узаконены авторские проценты режиссеру. Он не получает процентов с каждого спектакля в отличие от автора пьесы.

По моему мнению, все государственные театры должны быть освобождены от авторских отчислений. Они ограничивают возможности включить то или иное произведение в репертуар. Некоторые авторы имеют эксклюзивные права на какие-то пьесы и могут выставлять за них очень высокие цены. Я, например, очень ждала, когда исполнится 70 лет со дня смерти Михаила Булгакова, – по закону после такого срока не нужно платить деньги за постановку произведений писателя. В 2010 году это произошло. Но оказалось, что на некоторые романы – "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце" – распространяется другая норма закона. Должно пройти 70 лет со дня их публикации. А так как они долго были запрещенными и опубликовали их относительно недавно, то ждать придется еще десятки лет.

Не уверен, что авторы получат деньги

Дмитрий Никулин,
актер, участник команды КВН "Дети лейтенанта Шмидта":

Идея закона – защита прав авторов – хороша. Но вот ее воплощение не совсем убедительно. За рубежом творческие люди живут за счет отчислений за созданные ими произведения, им не обязательно ездить на гастроли, как у нас. И я считаю, что это правильно.

Мы не раз сталкивались с тем, что тексты выступлений команды КВН "Дети лейтенанта Шмидта", которые зарегистрированы в Российском авторском обществе, использовались незаконно. Некоторые шутки включают в свои выступления известные юмористы. Иногда мы видим в магазинах футболки с цитатами из наших выступлений. Нормально, когда шутки идут в народ. Но если их используют в коммерческих целях, то за это авторам необходимо платить определенный процент с дохода, брать у них разрешение на использование. Ведь "Дети лейтенанта Шмидта" при воспроизведении музыкальных треков на публичных выступлениях всегда составляли их список и перечисляли положенный процент создателям.

Но при этом я не уверен в том, что в данном случае авторы получат те деньги, которые будут отчислять производители и импортеры записывающей и воспроизводящей техники и носителей информации. Авторское право защищать необходимо. Правда, как это делать, мне сложно сказать. Это работа юристов.

Опрос: вы считаете себя пиратом?

Андрей Козицин,
предприниматель:

Нет. Скачивая контент с торрентов, человек, конечно, формально нарушает закон. Но, во-первых, есть способы прекратить распространение контрафакта, просто никто этим не занимается. Во-вторых, иногда фильмы, музыку, софт распространяют бесплатно, но встраивают в нее рекламу и так зарабатывают.

Владислав Комяков,
журналист:

Нет, конечно. Я считаю, что пиратство – это прежде всего получение прибыли от использования нелицензионного ПО, фильмов, музыки и др. Если я скачал кино из Интернета, посмотрел и отложил, то я не пират. Сейчас, по-моему, тема пиратства подогревается искусственно "усами всея Руси".

Марина Лобанова,
специалист по маркетингу:

Пиратом себя не считаю. По возможности, конечно, куплю лицензионный диск, если он есть в магазине и если смогу отличить его от пират­ского. Хотя это я уже считаю не своей задачей.

Анна Щербакова,
пресс-секретарь:

Нет. Я скачиваю музыку и фильмы с общедоступных сайтов. Мне не приходится добывать файлы незаконными способами.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость