Главное эмоция
"Нужна картина о 1905 годе. Подумайте хорошенько об этом", такими словами приветствовал молодого режиссёра Сергея Эйзенштейна председатель ЦИК Михаил Калинин. Близился 20-летний юбилей Первой русской революции знакового события, изменившего историю нашей страны. Кинематограф, с "лёгкой руки" Владимира Ленина провозглашённый важнейшим из искусств, не мог обойти стороной эту знаменательную дату.
Планировалось, что в эпическую ленту попадут несколько драматичных эпизодов и Кровавое воскресенье, и русско-японская война, и баррикады в Москве. Восстание матросов броненосца "Князь Потёмкин-Таврический" должно было стать лишь одним из эпизодов. Но на съёмки отвелм всего полгода, поэтому Эйзенштейн решил не придерживаться сценария, написанного Ниной Агаджановой, и ограничиться событиями, произошедшими в июне 1905 года в Одессе. Вместе со вторым режиссёром, будущим гением кино Георгием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ он полностью переписал сценарий, сосредоточившись не столько на повествовательной, сколько на эмоциональной составляющей.
Бунт на корабле
За давностью лет, кажется, имеет смысл напомним содержание ленты. Матросы стоящего на рейде Одессы корабля отказываются есть обед, приготовленный из червивого мяса. Офицеры корабля приговаривают к расстрелу зачинщиков этой акции неповиновения. Но караул отказывается стрелять в своих товарищей, а остальные матросы поднимают бунт, сбрасывая офицеров за борт. Обеспокоенные восстанием и его поддержкой в городе власти Одессы вызывают регулярные войска и казаков. Те разгоняют горожан, устраивая бойню на Потёмкинской лестнице. В ответ броненосец даёт залп по Оперному театру, где заседает армейский штаб. На подавление восстания приходит эскадра Черноморского флота. Однако её матросы отказываются стрелять в своих товарищей, и "Потёмкин" спокойно проходит через строй кораблей, поднимает красный флаг и "вплывает" в зрительный зал...
Одна история три корабля
Настоящий броненосец к началу съёмок уже был списан и готовился к утилизации. Вместо него в фильме сняли броненосец "12 апостолов". Эйзенштейн уважительно прозвал корабль великим железным старцем. Интерьерные сцены снимали на бронепалубном крейсере "Коминтерн". Легендарное судно за годы своего существования трижды сменило название и участвовало в двух мировых войнах.
Адепт идей создания принципиально нового, "революционного искусства", Эйзенштейн принципиально не хотел снимать в фильме профессиональных актёров ему нужны были, как он говорил, "подлинные люди" типажи. Одесские матросы снимались на энтузиазме. Роль лейтенанта Гиляровского сыграл сотрудник Эйзенштейна Григорий Александров будущий великий комедиограф. Всё делалось "на коленке", но с вдохновением первопроходцев. Кинематографические образы рождались на лету и тут же воплощались на плёнке.
Новый монтаж
Пока американские режиссёры шлифовали технику "непрерывного монтажа", ставшего впоследствии основным методом кинопроизводства, Сергей Эйзенштейн взорвал мир своей теорией "интеллектуального монтажа" и "монтажа аттракционов" как его составной части. И "Броненосец "Потёмкин" стал наглядным свидетельством эффектности и зрелищности такой методики. "Аттракцион" это кадры, которые должны оказать мощное эмоциональное воздействие на зрителя, вызвать определённые, точно рассчитанные режиссёром
ассоциации. И тут на первый план выходят, казалось бы, второстепенные детали, но именно они и вызывают должный эффект. Это и прыгающая по ступеням одесской лестницы коляска с ребёнком, и брезент, которым накрыты приговорённые к расстрелу матросы, и корабельный поп, постукивающий крестом по руке.
Ритм фильма постоянно меняется. Например, в сцену расстрела матросов вмонтировано множество коротких кадров каждый подчёркивает напряжённость момента, а вместе они создают впечатление остановившегося в ожидании команды "пли!" времени. А вот расправа над офицерами корабля или разгон горожан на
Потёмкинской лестнице, наоборот, происходят стремительно в какую-то пару экранных минут вместился целый набор ярких, динамичных мизансцен.
Красный флаг на чёрно-белом экране
Считается, что именно в "Броненосце "Потемкин" в российском кино впервые появился цвет. Когда мятежный броненосец входил в одесский порт, над ним взвивался революционный красный флаг одна из самых пафосных сцен картины. Чёрно-белая плёнка передавала красный цвет как чёрный, поэтому на съёмках использовали белый флаг, а потом вручную красили его в красный цвет скрупулезно, каждый из 108 кадриков, тонким пером. Сейчас трудно понять волнение, охватившее кинозал при виде пламенеющего на сером экране чуда, но оно было.
От Бетховена до Pet Shop Boys
Немой фильм в кинотеатрах того времени озвучивался таперами, аккомпанировавшими кинозрелищу на фортепиано. Во время премьеры в Большом театре 24 декабря 1925 года фильм сопровождался мелодиями из Бетховена, Чайковского и Литольфа. Для европейской премьеры, прошедшей в Берлине в 1926 году, музыку написал Эдмунд Майзель, включив в саундтрек, по просьбе Сергея Эйзенштейна, мелодии "Дубинушки" и "Вы жертвою пали".
В дальнейшем саундтреки к фильму писали Николай Крюков, Майкл Найман и даже британский поп-дуэт Pet Shop Boys. Но самым известным стало музыкальное сопровождение, собранное из произведений Дмитрия Шостаковича.
Искусство вечно!
Как любой политически мотивированный фильм, "Броненосец "Потемкин" страдал от меняющихся конъюнктур. Вскоре после премьеры пришлось вырезать из пролога цитату из Троцкого и заменить цитатой из Ленина. Киноначальство не рассчитывало на долгую жизнь картины и продало негатив в Германию, где фильм был запрещён, а потом подвергся радикальному перемонтажу и в таком виде вышел на экран.
Каждая страна резала картину по своему разумению, выстригала и добавляла свои титры. При Гитлере все немецкие копии были уничтожены. Когда изрезанный негатив всё же вернулся в Москву, там гремели сталинские постановления об "идейных ошибках" в кино, Эйзенштейн был в опале, фильм залёг на полке. Впоследствии при реставрации многострадальной картины авторский замысел был восстановлен, но обрывки оригинала пришлось собирать по кусочкам со всего мира.
Лучший из лучших
Фильм не раз признавался одним из лучших в мировом кинематографе. Его образы бесконечно цитировались, мотив детской коляски, беспомощно прыгающей по одесской лестнице, то и дело возвращался в самых разных вариантах от трагических до комедийных.
Революционизирующее влияние картины было беспрецедентным: к финалу зрители любой страны уже были одержимы идеями солидарности с борющимся пролетариатом. Так восстал голландский военный корабль "Цевен провинсиен": когда мятежники попали под суд, они утверждали, что их вдохновлял советский фильм. Фильм, как и вся русская революция, о которой он рассказал миру, стал предупреждением: после него имущие стали больше думать о неимущих во избежание бунта на корабле. Так что мечту Эйзенштейна можно считать осуществленной: его фильм действительно изменил ход событий на планете, сделав её человечнее.