Конфликт с боссом Госкино
В 1975 году Гайдай снял очередной шедевр — фильм «Не может быть!» по мотивам рассказов Михаила Зощенко. А буквально через несколько месяцев после премьеры он умудрился поссориться с главным кинематографическим начальником страны — председателем Госкино Филиппом Ермашом. Причина конфликта так и осталась тайной, зато доподлинно известно, что Гайдай оказался в опале.
Правда, кино он всё-таки снимал: в 1977 году увидела свет картина «Инкогнито из Петербурга» по гоголевскому «Ревизору», а в 1980-м — «За спичками», снятая по повести финского писателя Майю Лассила. Однако обе картины по указанию Ермаша получили самую низкую прокатную категорию, поэтому так и не стали хитами. Это обстоятельство настолько выбило Гайдая из колеи, что он на некоторое время даже оставил режиссуру.
В знак мира и дружбы
Фильм «За спичками» — то редкое исключение, когда рождению кино предшествовал не взмах крыльев музы над головой сценариста и режиссёра, а решение чиновников. Летом 1978 года в высших кругах было решено в содружестве с кинематографистами Финляндии снять полнометражный художественный фильм До этого уже были сняты две совместные картины: «Сампо» (1959) и «Доверие» (1976). Приближалось 25-летие установления особых отношений между СССР и Финляндией и к этой дате было решено снять фильм.
Поскольку самой главной киностудией страны являлся «Мосфильм», ему и поручили эту постановку. В качестве драматургического материала для будущей ленты жители Суоми предложили сценарий по повести классика финской литературы Альгота Унтолы «Ихалайнен идёт за спичками», которую опубликовали под женским псевдонимом — Майю Лассила.
Пьяные финские парни
«Эта невероятная история произошла давным-давно, но в Липери помнят о ней до сих пор. В Старой Финляндии, в лесной глуши Муртасало жили степенные неторопливые люди, жили на хуторах в нескольких верстах друг от друга…» — на русский язык произведение в 1951 году перевёл сатирик Михаил Зощенко.
Речь в повести шла о событиях начала века, разворачивающихся в одной из финских деревень: в доме Анти Ихалайнена кончились спички, и жена отправляет мужа в соседний хутор в надежде подзанять хоть одну коробочку. По дороге Анти встречает своего друга Юсси Ватанена, который просит Ихалайнена заодно посватать для него дочь Хювяринена. Вскоре приятели, подкрепившись спиртным, попадают в каталажку. С этого момента начинаются их пьяные приключения.
Данелия отказался, а Гайдай согласился
Так как экранизировать эту пьесу должен был советский кинорежиссёр, на «Мосфильме» стали искать подходящую кандидатуру. Выбор пал на Георгия Данелию. Но он в те дни готовился к постановке комедии «Горестная жизнь плута» (позднее она получит название «Осенний марафон»), поэтому от совместной постановки отказался. Обратились к Леониду Гайдаю, который тогда находился в простое.
«Эту книгу я читал ещё до того, как начал заниматься кинокомедиями, — рассказывал Гайдай в 1980-м в интервью газете «Труд». — Мне тогда и в голову не могло прийти, что со временем она станет моей настольной книгой на целых два года. Но и при первом знакомстве она произвела на меня впечатление своей жизнерадостностью, живыми, метко очерченными народными характерами, своеобразным юмором».
Режиссёр помнил, что ничего крамольного в повести Лассила нет. А поскольку после треволнений, связанных с пробиванием «Инкогнито из Петербурга», Гайдай находился в полустрессовом состоянии, ему не хотелось пережить то же самое с новой лентой. Это и предопределило его согласие взяться за работу. По сути, он был приглашённым режиссёром, а не автором материала, как в своих самых успешных фильмах. Его соавтором с финской стороны стал мэтр режиссуры Ристо Орко, которому уже было 80 лет. Но первую скрипку играл Гайдай.
Финский дуэт говорил по-русски
Изначально планировалось, что роли главных героев будут распределены между финскими и советскими артистами по справедливости. Но Гайдай посчитал, что для успешного тандема на экране нужно полное взаимопонимание на площадке, а как этого добиться без знания языка? И пригласил сыграть простака Антти Ихалайнена, отправляющегося в долгий поход за спичками, Евгения Леонова. А роль его старого приятеля, вдовца и справного хозяина Юсси Ватанена, ищущего себе жену (ведь у него целых 15 дойных коров, за которыми нужен догляд!), досталась Вячеславу Невинному, которого обрядили в сюртук с жилеткой и светлый паричок — для финского колорита.
Проверенный актёрский состав
В итоге на съёмочной площадке Гайдай собрал своих любимых артистов, с которыми привык работать, — Сергея Филиппова, Георгия Вицина, Михаила Пуговкина, нашлась маленькая роль и для жены режиссёра Нины Гребешковой, Леониду Куравлёву достался эпизод.
Сыграть Кайсу, большую любовь Юсси Ватанена, пригласили Галину Польских: статная блондинка, что называется кровь с молоком, как нельзя лучше подходила по типажу. На контрасте с ней смотрится Вера Ивлева, героиня которой также претендует на замужество с Юсси: комическая актриса, блиставшая на сцене «Ленкома» в ролях острых на язык служанок, соседок и тётушек, в кино дебютировала как Ткачиха в «Сказке о царе Салтане».
Для всех актёров особо привлекательным было то обстоятельство, что часть натурных съёмок планировалось проводить в Финляндии, а значит, предстояла загранкомандировка в капиталистическую страну.
Финских актёров подбирали тоже далеко не безвестных: так, большую популярность в СССР приобрели Рита Полстер и Ритва Валкама, узнаваемые актрисы у себя на родине, сыгравшие в фильме жену Ихалайнена Анну-Лизу и её закадычную подружку Миину. А Лео Ластумяки, которому досталась роль фермера Партанена (в советской версии его колоритно озвучил гулким басом Роман Филиппов), и вовсе был одним из любимейших актёров Финляндии.
Банные сцены из советской версии вырезали
Съёмки начались в павильонах «Мосфильма», а в конце июля 1979 года группа выехала в Финляндию, в городок Порвоо. В поисках подходящих локаций пришлось объехать Варкаус, Миккеле, Турку, Тампере, Мянтсалу, Хельсинки с прилегающими деревнями. Буквально через две недели Гайдай уже отправлял в Москву плёнки с первыми отснятыми материалами.
30 ноября 1979 года полностью смонтированный фильм уже смотрела комиссия Госкино. В картину было внесено несколько правок в том числе сокращён эпизод в бане, где происходило примирение Ихалайнена с женой. Для советских цензоров это была настоящая эротика!
Леонов покорил публику
Премьера фильма «За спичками» прошла в марте 1980 года в Хельсинки, в крупнейшем кинотеатре «Ритц». Евгений Леонов настолько покорил финскую публику, что немедленно был провозглашён почётным членом Театрального общества Финляндии (до него подобной чести удостаивался только режиссёр Георгий Товстоногов).
В отличие от предыдущего фильма «Инкогнито из Петербурга» на новую картину Гайдая публика шла гораздо охотнее - в прокате картина заняла 11-е место, собрав 34,3 миллиона зрителей. И сегодня у неё есть свои поклонники, посмеивающиеся над наивным цинизмом и житейской хваткой героев: померла жена — надо бы искать новую, а то с хозяйством одному не управиться. Да и ту желательно покрепче, хилая не нужна, а то как же она будет с хозяйством справляться...