История подмены
В 1989 году в одной палате роддома Лесозаводска оказались Наталья Степанова и Галина Москалькова.
Женщины родили в один день, и медперсонал принес им детей с идентичными бирками, на которых была указана одна фамилия. Врачи тогда заверили, что несмотря на ошибку, младенцев выдали правильно.
Сомнения у Натальи не угасали все годы, и когда сыну Сергею исполнилось 34 года, семья сделала ДНК-тест. Анализ показал нулевую степень родства — биологическим сыном Натальи оказался Андрей Москальков. Одна из жертв этой истории получила «расстройство адаптации» и не может вернуться к нормальной жизни.
Ход судебного процесса
В иске к Минфину, Минздраву и региональным властям проходит 10 пострадавших: два сына и восемь их родственников, которые десятилетиями жили с чужими людьми. Однако суды первой и кассационной инстанций отказали в удовлетворении требований.
Судьи сослались на то, что советское законодательство 1989 года не предусматривало компенсацию морального вреда в его современном понимании, а значит, применять нынешние нормы к старым нарушениям нельзя.
Адвокат Александр Зорин настаивает, что моральный вред возник не в момент подмены, а в момент его осознания в 2023-2024 годах, когда в России уже давно действуют законы о защите достоинства. Он утверждает, что сложившаяся судебная практика оставляет без защиты целое поколение жертв ошибок советской системы.
Дальнейшие планы семей
Семьи не намерены отступать и планируют обжаловать отказ в Верховном Суде РФ, а затем обратиться с жалобой в Конституционный Суд.
Их цель — не только добиться справедливой компенсации, но и повлиять на изменение судебной практики по аналогичным делам.
Ранее сообщалось, что сибирячка обвинила роддом в подмене ребенка и столкнулась с критикой родственников. Также в Новосибирске не накажут роддом, где новорожденная разбила череп.


