Автоновости

Станет ли безопаснее на дорогах после введения удостоверений для водителей скутеров?

В мае официально опубликована новая редакция Закона "О безопасности дорожного движения", заметно меняющая процедуру выдачи водительских удостоверений. В частности, в два раза увеличивается количество водительских категорий. Самым обсуждаемым пунктом новой редакции закона стало появление отдельной категории для владельцев мопедов и скутеров.

Станет ли безопаснее на дорогах после введения удостоверений для водителей скутеров?
Станет ли безопаснее на дорогах после введения удостоверений для водителей скутеров?
Михаил Хаустов

Необходимость такого шага обсуждалась давно, ведь с каждым годом с наступлением лета растет количество ДТП с участием мопедов. При этом до сих пор за руль скутера может сесть даже подросток без опыта вождения и знаний правил дорожного движения. Водитель мопеда может передвигаться по дорогам даже пьяным, и за это ему тоже ничего не будет – права у него не отберешь (потому что их нет), наказать штрафом тоже не так просто.

По замыслу отечественных законодателей, после вступления положений закона в силу (это произойдет через полгода) водители мопедов будут нести такую же ответственность, как и другие участники дорожного движения. Помимо прочего они должны будут регистрировать свои транспортные средства и оформлять на них страховку. Поможет ли это улучшить ситуацию на наших дорогах, где с каждым годом все больше ДТП и погибших людей? Об этом рассуждают эксперты "СК".

Цифра

На 3–5 тысяч рублей предлагается штрафовать выпивших велосипедистов и водителей мопедов.

Смешные штрафы

Геннадий Кузнецов,
старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Барнаула:

Мопеды и скутеры оказывают сильное влияние на безопасность дорожного движения. Это сезонный транспорт, который используется только в теплое время года. Основные участники движения – водители автомобилей, пешеходы – успевают отвыкнуть от мотоциклов за зиму. В связи с тем, что они отличаются высокой маневренностью, периодически происходят столкновения с автомобилями. Мопед сложно заметить в зеркало заднего вида. Он маневренный – то с правой стороны едет, то с левой. Бывают наезды и на пешеходов. Уже в этом году в Барнауле произошло ДТП, когда девочка двенадцати лет, водитель мопеда, сбила мальчика восьми лет на велосипеде.

Введение прав для водителей мопедов может изменить ситуацию. Многие водители, которых лишили прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии или по каким-то другим причинам, пересаживаются на мопед. И продолжают нарушать. За это предусмотрен штраф всего 500 рублей. Это же смешно. А дел на дороге они могут натворить много. Правами же придется дорожить. И при их получении водители мототранспорта будут проходить хоть какую-то подготовку. Сейчас все слишком просто: купил скутер и тут же поехал. Осенью закон вступит в силу, и ГИБДД будет готово принимать экзамены.

Наконец-то выучат ПДД

Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России:

Сегодня права для водителей мопедов и скутеров уже необходимы. На дорогах их стало очень много, но при этом большинство их водителей даже понятия не имеет о правилах дорожного движения. Отсюда всевозможные нарушения: проезд на красный, езда про тротуарам, многие ездят между рядами.

И самое печальное, что в основном водители скутеров – подростки. В прошлом году у нас в Алтайском крае на 57% выросла детская смертность на дорогах. И во многом эта цифра пополнилась именно водителями мопедов.

Мне кажется, что введение прав для них может стать эффективной мерой. Во-первых, скутерами теперь не смогут управлять подростки до 16 лет, а детям в таком возрасте на дорогах общего пользования не место. Во-вторых, владельцы мопедов наконец-то смогут выучить ПДД.

Предполагаю, что у ГИБДД и автошкол в связи с этим не возникнет проблем, чтобы подготовиться к нововведениям. Купить несколько скутеров для обучения и сдачи экзаменов – это точно не проблема. А правила дорожного движения для всех одинаковы, так что с преподаванием и сдачей теории проблем точно не будет.

Да, возможно, возникнут проблемы в селах, где на транспорте часто передвигаются без прав. Но в последнее время ГИБДД активнее работает в этом направлении, поэтому, надеюсь, и эта проблема со временем будет решена.

Учить сегодня негде

Виктор Пантыкин,
вице-президент Алтайской федерации спортивного туризма, гид по мототуризму:

Права однозначно нужно выдавать, ведь безобразие происходит страшное. Я лично на дороге вообще стараюсь сторониться водителей мопедов. Сейчас они творят что хотят: ездят по тротуарам, по пешеходным дорожкам... Между тем это такой же вид транспорта, как все остальные.

Более того, я еще лет пять тому назад предлагал для водителей мопедов и скутеров выдавать права с 14 лет. Я долго занимался мотоспортом, через меня прошли многие сотни ребят. И на мой взгляд, не надо ставить мопедистов в один ряд с мотоциклистами. Я считаю, правильной была бы такая градация: велосипедистам становиться участниками дорожного движения с 12 лет, тем, кто ездит на мопеде, – с 14 лет, мотоциклистам – с 16 лет. Сейчас дети развиваются гораздо быстрее. Мои ученики в 15 лет часто ездили на мотоциклах как боги! Но прав получить не могли, и потому у меня нередко случались столкновения с ГИБДД: там мне предлагали подождать, пока моим ученикам исполнится 16 лет, и потом уже учить их ездить.

Однако одна из главных проблем в том, что учить их сегодня негде. В городе нет автодрома, чтобы получить практические навыки вождения, а начать-то надо было с этого. Но Дума почему-то сосредоточена на карательных мерах: поднимает штрафы в десятки раз, теперь вот обязует получать права водителям мопедов и скутеров... А где им учиться? Как человек с сорокалетней практикой в мотоспорте могу сказать, что у местных ГАИ основная задача – "поймать и уничтожить", поставить на штраф-стоянку. О серьезной профилактике речи не идет. Поэтому, судя по всему, эта законодательная инициатива – еще одна в череде тех, что вначале принимаются, а потом обеспечиваются условиями выполнения.

Поэтому на пути практической выдачи прав мопедистам при всей их необходимости существуют очевидные препятствия, не говоря уже о том, что стоимость курса вождения будет обходиться примерно во столько же, сколько стоит мопед, – 12 тысяч рублей. Ни о каких льготах тут, думаю, речь идти не будет. Между тем на февральском заседании общественной палаты на тему "Развитие технических видов спорта в Алтайском крае" чиновники сказали, что, мол, у нас все прекрасно и замечательно.

Опрос. Вам мешают мопеды на дорогах?

Ярослав Махначев,
журналист:

Не могу сказать, что мешают, но отношусь к ним с некоторой опаской. На них катаются либо малолетки-подростки, либо пьяные. Мопедисты правил в большинстве своем не знают, возможности своей техники переоценивают. Плюс элементарная наглость – лезут и между рядами, и по тротуару.

Ксения Погребицкая,
предприниматель:

Как автомобилист боюсь за тех, кто ездит на скутерах. Самый большой страх: если по моей вине произойдет авария с участием скутера, то водитель может получить серьезную травму. Скутеры и мотоциклы мне не мешают, я езжу аккуратно, если вижу скутер – стараюсь держаться от него подальше.

Юрий Сушков,
банковский менеджер:

Ну, если честно, то я могу сказать лишь то, что они меня не напрягают. Самое главное – самому быть очень внимательным на дороге и вовремя заметить мопедистов, велосепидистов, пешеходов и других участников движения. И не доводить ситуацию до чрезвычайной.

Егор Багрянцев,
предприниматель:

Зачастую водителями скутеров являются пенсионеры или подростки. И те, и другие воспринимают скутер как велосипед и не считают его полноправным участником движения. Вследствие этого изучению ПДД уделяется недостаточное внимание. Плюс такие водители либо слишком агрессивны, либо слишком медлительны, что тоже доставляет немало хлопот.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость