Недавно мой приятель купил дорогой домашний кинотеатр. И объяснил свою покупку так: во-первых, в условиях роста цен на всё и вся он предпочел не наблюдать с тоской за тем, как тают его сбережения, а вложиться в качественный продукт длительного пользования; во-вторых, что отныне эпицентром досуга для него становятся не публичные места, а стены его квартиры. "Понимаешь, меня бесит, что самой популярной реакцией на кризис у нашего бизнеса остается повышение цен. И если он не хочет повернуться ко мне лицом, как в Европе, где потребителю предлагаются все новые и новые антикризисные предложения, то и я покажу ему средний палец. Буду развлекаться дома".
В условиях сокращения доходов и роста цен тренд домашнего потребления набирает силу. Привыкшие питаться ресторанах - заказывают еду на дом. Алчущие кинозрелищ – покупают диск и смотрят фильм дома, а не в кинотеатре. Любители пустить петуха под нехитрую "фанеру" идут не в караоке-бар, а приглашают друзей домой. И так далее. Конечно, полной замены традиции выходов в свет на домашние посиделки не случилось, да и, разумеется, не случится. Но тенденция налицо.
Ведущие мировые бренды отслеживают изменение потребительского поведения и, соответственно, оперативно адаптируют под него свою маркетинговую коммуникацию. Например, компания Marks & Spencer, владеющая успешными сетями супермаркетов, кафе и фастфудов, недавно предложила акцию "Eat in for 10 pounds", ее идея – за очень скромные деньги (порядка 500 рублей) создать дома атмосферу ресторанного ужина; в магазине это выглядит следующим образом: в специально отведенной зоне расположены "элементы ужина" - на выбор салат + основное блюдо + десерт + бутылка вина. И таких примеров не десятки – тысячи!
Отечественная индустрия сервиса и развлечений реагирует на изменившуюся коньюнктуру менее оперативно, какие-то подвижки заметны, но это скорее исключение. И в проигрыше не только мы с вами как потребители. В проигрыше и те компании сферы услуг, которые на фоне всеобщего падения могли бы совершить резкий скачок в своем развитии. Но, получается, их и так все устраивает.
Вот и выходит, что многие из читающих эту колонку, закончив рабочий день, не понесут свои честно заработанные рубли в ресторан, боулинг-клуб или кинотеатр, а пойдут домой. Где, надеюсь, отлично проведут время в кругу родных и близких.
Самое важное - в нашем Telegram-канале