Один на один с комбайнами
– Как получилось, что предприниматель из Барнаула стал фермером?
– Сам до сих пор не верю, что занимаюсь сельским хозяйством! Если бы мне кто-то об этом сказал восемь лет назад, не поверил бы. Но судьба сделала такой поворот: в 2000 году мне позвонил знакомый из Санникова: Валер, у нас здесь в одном колхозе комбайны изымают, ты, говорит, купи, а я работать буду. У меня к этому времени был хороший устойчивый бизнес, внешнеэкономическая деятельность. Купил я эти комбайны, а человек в итоге ушел в сторону. И я с комбайнами один на один остался.
– Не испугались работы на земле?
– Конечно, я хотел их продать. Но была осень, уборка, комбайнеры пришли ко мне – мы сами все организуем… Убрали урожай, поставили комбайны. Я их вызываю – получите расчет. Они стоят и не верят, что им заплатят. Один мужчина, ему было 44 года, взял деньги, по тем временам большие, и заплакал. У меня что-то внутри дрогнуло… Говорят: вы нас не бросайте только, мы все сделаем, будем работать. С этого и пошло. Не оттого, что комбайны появились, а просто я увидел, что здоровые мужики семь лет живых денег не получали… У меня был офис на Ленинском в Барнауле, бизнес, счет в банке, а тут появилась головная боль.
– Что оказалось самым сложным в деревне?
– Психология сельских жителей, планка, которую они сами себе устанавливают. Планирует он иметь пять тысяч в месяц, и ты ему хоть что говори… Верит, знает, что может получать 20, 30 тысяч, но это его не интересует. Два года назад мы купили новую технику, взяли комбайнеров из других колхозов. Я смотрю сводку по намолоту. У новеньких намолот маленький, при этом они ходят на работу, трезвые. На собрании: ребята, в чем дело? Отвечают: а я что планировал заработать, уже получил! У людей было понятие подвига. Сеять – подвиг, убираем урожай – опять подвиг. Сегодня подвигов нет, все работают планово, как и должно быть.
«Караул» с урожайностью
– Отсутствие опыта, специального образования вам мешало?
– Первые три года был «караул» с урожайностью. Я человек городской, не понимал, что такое земля. Мне говорят: вот агроном хороший. Взял его, он год отработал– нет урожая! Говорят: этот агроном еще лучше, беру его– такой же результат. На третий год взял молодого и еще одного с 20-летним опытом– в итоге обоих уволил. Три года у нас были большие убытки, но у меня в таких случаях всегда появляется спортивная злость, – почему у других получается, а у меня нет?! Поехал в краевое сельхозуправление, спросил напрямую: кто у нас самый лучший агроном в крае?.. Сейчас заслуженный агроном России Иван Андреевич Меркулов работает у нас агрономом-консультантом.
За последние полтора года я 21учебник прочитал. По земледелию, растениеводству, агрохимии, законспектировал их. Сегодня спокойно обсуждаю, какие удобрения надо покупать, для чего… Успех, если уж так говорить, зависит от чего? Надо уважать себя и свой труд. Если ты работаешь, твой труд должен быть на «отлично». И вот этому нужно научить своих подчиненных.
– Есть ощущение, что вам интересно именно производство…
– Я когда-то торговал, но сегодня мне интересно поставить задачу на производстве и увидеть результат своего труда. В торговле его нет – купил, продал, получил деньги… А здесь вкладываешь труд, знания и видишь, какой получается урожай, другие твою работу оценивают,– это ничем не заменишь! Надо просто брать на себя ответственность, не бояться ее. Я покупал технику, для этого все свое имущество закладывал в банк, даже квартиру. Как сюда пришел, на одной машине восемь лет проездил, хотя раньше очень часто их менял.
– Семья помогает вам в бизнесе?
– Дети со мной не работают, у них свои интересы. Я не настаиваю, право свободного выбора должно быть у каждого человека. Мой дедушка, к слову, был агрономом, до недавнего времени я этого не знал. Когда он уходил на фронт, сказал бабушке: вернусь живым, будем хлеб растить и детей рожать...
Цитата
– Все у меня спрашивают: а как вы относитесь к тому, что закупочная цена на зерно такая маленькая? Ребята, я могу на эту цену повлиять? Нет. А как вы относитесь к тому, что цена на топливо такая большая? Я могу на нее повлиять? Нет. Я думаю только о том, как повысить урожайность и уменьшить себестоимость. Все.
Цифра
По 120 тысяч рублей получили в прошлом году успешные комбайнеры фермерского хозяйства Сарайкина за полтора месяца.
Справка
Валерий Сарайкин работает с 14 лет: в седьмом классе начал подрабатывать на мебельной фабрике. Служил в войсках ПВО под Челябинском. После армии учился на вечернем отделении на автомобильном факультете в политехе, работал водителем на КамАЗе, затем в таксопарке. В конце 1980-х открыл кооператив по ремонту автомобилей, затем занялся строительством на селе. Фермерское хозяйство Сарайкина имеет 10 тысяч гектаров земли, в ближайших планах – получить статус элитного семеноводческого хозяйства, развивать животноводство. Перерабатывающий комплекс выпускает муку и крупы.
Блиц
– Вы строгий руководитель?
– Не кричу, не ругаюсь, всегда говорю спокойно. Но самое большое наказание, говорят рабочие, если я подошел, посмотрел на плохую работу и молчком ушел.
– Ваш личный план на ближайшие годы?
– Стать лучшим хозяйством края. И мы уже идем к этому.
– Как часто бываете в поле?
- Пять-шесть лет назад я бывал там каждый день, сейчас – максимум один раз в неделю, – там работают люди, которым я доверяю.
– Где вы живете?
– В городе. 70% времени провожу в Барнауле. Офис у меня вообще в машине!..
- Как вы отдыхаете?
– Хожу на ипподром, катаюсь на лошадях. Бассейн, горные лыжи... Есть план на пруду поставить небольшую базу для себя и друзей – с банькой, конюшней на 15 лошадей, запустить карпов, чтобы была рыбалка…
- Каким продуктам отдаете предпочтение? Покупайте алтайское?
– Я за нашу алтайскую натуральную пищу. Вся продукция, которую нам везут с Урала, с европейской территории, обогащена химикатами: чтобы получать высокий урожай, надо вносить большое количество удобрений. У нас на Алтае необходимости в этом нет.
Как работают у Валерия Сарайкина
– Вся техника в хозяйстве оснащена рациями, а производственная территория контролируется видеокамерами. В ближайшее время будет установлена система спутникового контроля за всеми машинами.
– Проблему с кражей ГСМ решили так: за перерасход высчитывают 100%, а за «бережное отношение» доплачивают 25% от стоимости сэкономленного топлива. На экономии механизаторы имеют возможность заработать 4–5 тысяч рублей.
– После того как приказы о наказаниях, в результате которых сотрудник лишался премии, стали передавать женам, в хозяйстве не стало пьянства. Предусмотрены существенные поощрения за работу без нареканий.
Самое важное - в нашем Telegram-канале