Политика

Жесткий вариант. Против кого направлен "закон Магнитского"?

6 декабря сенат США проголосовал за документ, который отменил поправку Джексона – Вэника, ограничивавшую торговлю с Россией, но ввел санкции против российских чиновников из "списка Магнитского". В него вошли должностные лица, причастные, по мнению Белого дома, к смерти Сергея Магнитского, юриста фирмы инвестфонда Hermitage, 16 ноября 2009 года скончавшегося в больнице СИЗО "Матросская тишина". Также в документ обещают включать других российских чиновников, грубо нарушавших права человека.

Инфографика: акт Магнитского.
Инфографика: акт Магнитского.
Михаил Хозяйкин

– Они не смогут положить свои деньги в банки США, не смогут посетить страну, – объявил о санкциях против чиновников из "списка Магнитского" сенатор-республиканец Джон Маккейн. В ближайшее время "Акт о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского" должен подписать президент Барак Обама, который объявил, что с нетерпением ждет документ.

Российский МИД в ответ назвал принятие акта "спектаклем в театре абсурда" и заявил, что Россия введет ответные визовые санкции против американцев, замешанных в нарушениях прав человека. "“Закон Магнитского” – относительно недружественный шаг. Нам следовало бы ответить, и мы, конечно же, ответим", – прокомментировал ситуацию Юрий Ушаков, помощник президента РФ. Депутаты Государственной Думы в настоящее время тоже экстренно рассматривают проект "симметричного ответа" американскому сенату.

Почему наши власти так нервничают и злятся по поводу "Акта Магнитского"? Кто может пострадать от его принятия? Об это рассуждают эксперты нашего очередного "Дискуссионного клуба".

Павел Дорохин,
депутат Госдумы ("Единая Россия"):

Могу сказать одно: если Обама подпишет "Акт Магнитского", ему придется сесть в "Аполлон" и улететь на Луну...

Эхо "холодной войны"

Эдуард Курлянд,
директор ЛИИН, профессор:

Не было официальных заявлений правительства о подробностях следствия. В истории нашего государства слишком часто бывает, когда мы сегодня говорим, что это плохо, а потом: это хорошо или наоборот. Министр обороны сначала хороший, потом, оказывается, плохой, потом снова вроде хороший. Мы еще не можем разобраться в действиях своего правительства в 90-е годы прошлого века, а здесь такой сложный момент. Действия американского правительства тоже трудно оценить. Пока президент американский не подписал этот законопроект, пока еще на этапе конгресса выбранные люди разворачивают политическую деятельность. Все государства отстаивают собственные эгоистические интересы. Поправку Джексона – Вэника отменили, потому что она стала мешать США. Это экономический интерес.

Что касается "списка Магнитского", мне пока сложно понять, какой у американского правительства там интерес. Там же аналитические группы все просчитывают, знают, что реакция будет, выстраивают свои комбинации. Наши государства вы­шли из "холодной войны", которая вроде бы официально закончилась с распадом Советского Союза, но конкуренцию в мировом масштабе никто не отменил. Поколение, которое вышло из "холодной войны", все еще несет сознание конфронтации. Как с той, так и с другой стороны.

Они опять диктуют

Андрей Щукин,
депутат фракции ЛДПР в АКЗС:

О самом "деле Магнитского" во всех тонкостях я не в курсе. Просто знаю, что это несчастный человек, который погиб в СИЗО. Может быть, кто-то и виноват в том, что отправил его на тот свет. Тот, кто его содержал в плохих условиях, не вызывал медиков, должен, конечно, за это ответить перед законом. Но не страна же должна отвечать!

"Дело Магнитского" – трагедия, которую США пытаются использовать в своих целях.

У Америки своеобразная демократия: она умеет декларировать красивые лозунги, но все сводится к тому, что Штаты хотят господствовать над миром. От этой "империи зла" грязь и горе по всему миру.

В нашей партии тоже ведется речь о том, что надо наказывать чиновников-коррупционеров. Но мы сами должны их наказывать, а не американцы. Они же мешают во все это политику. Пусть они там у себя разоблачают и наказывают чиновников, у них своих коррупционеров предостаточно.

Ответ нашего МИДа на их "черный список" адекватен и оправдан. Надо четко отстаивать свою позицию в отношениях с этой страной, которая пытается подавить мир. Такая конфронтация в конечном итоге может привести к новой "холодной войне". В этой войне, которая уже была в истории наших отношений, самое страшное, на мой взгляд, – гонка вооружений.

Ограждаются от коррупции

Кирилл Рогов,
политический обозреватель, аналитик Института экономики переходного периода имени Егора Гайдара:

Принятый американским сенатом "Акт Магнитского" направлен на противодействие международной коррупции, а в России ее уровень очень велик: коррупция в нашей стране сегодня – часть политической системы. Поэтому мы и видим такую реакцию на закон со стороны российских властей.

Ответ, который обещает дать Лавров, в некоторой степени похож на анекдот. Знаете, как в советское время, Никсон говорит Брежневу: "У нас любой гражданин может выйти и перед Белым домом сказать, что президент Соединенных Штатов – идиот. А Брежнев говорит: "Ну и что? И у нас любой человек может выйти на Красную площадь перед Кремлем и сказать, что президент Соединенных Штатов – идиот". Здесь то же самое. Мы не пустим американских чиновников в Россию? Ну, глупости! Пожалуй, самое важное, что нужно понять из принятия этого документа: законодательство о борьбе с экономическими преступлениями и противодействии коррупции неизбежно становится интернациональным в силу того, что интернациональными становятся мировые финансы.

Сегодня, если у вас есть деньги, вы спокойно можете инвестировать их на территории разных стран. Сначала было принято законодательство о международном противодействии капиталам, которые имеют криминальный характер и были получены за счет торговли наркотиками и оружием. К этому законодательству Россия с удовольствием присоединилась, хотя и не сразу. Следующий логичный шаг – было решено противодействовать капиталам, полученным за счет коррупции. Но официальные российские лица вдруг встали в позу крайней обиженности.

Коррупционеры защищают свое суверенное право на коррупцию и пытаются представить "Акт Магнитского" как вмешательство во внутренние дела России. К сожалению, часть обывателей может поддаться этому лжепатриотизму.

На самом деле США, как и Европа, пытаются оградить себя от внешней коррупции, устанавливая барьеры, – они не борются с коррупцией конкретно в России, это часть общего тренда. И эта практика будет расширяться, я уверен. Ухудшение дипломатических отношений между двумя странами при этом невозможно: мы зависим от них, а они – от России.

При этом нужно учитывать некоторую асимметрию: России в большей степени нужен доступ к мировым финансовым рынкам, нежели финансовые рынки заинтересованы в России.

Опрос. Как вы относитесь к "Акту Магнитского"?

Наталья Бекетова,
студентка:

Думаю, закон важен, а то в последнее время наши чиновники что-то совсем обнаглели. Случай с Сердюковым чего стоит! Даже за границей на нашу коррупцию смотреть не могут. Хотя вряд ли этот закон благоприятно повлияет на отношения России и Америки. Они и так непростые, и наши власти уже недовольны.

Сергей Янчук,
программист:

Я считаю, что этот закон оправдан. Очевидно, наши власти просто прикрывают убийц Магнитского. Они знают, кто виновен в его смерти, кто ворует и берет взятки, но эти люди до сих пор на свободе и продолжают спокойно жить. Наши чиновники сильно уж любят отдыхать, лечиться, хранить деньги за границей (как бы они этого ни пытались отрицать), и "закон Магнитского" ограничивает их в этом плане.

Сергей Мазалов,
кладовщик:

В "списке Магнитского" есть большой элемент субъективности. Я видел в Интернете какие-то фамилии с инициалами – и больше никакой информации. Никаких материалов расследований, даже годов рождения этих чиновников, якобы внесенных в черный список. Сначала американцы пусть своих коррупционеров победят, а потом такой глупостью занимаются.

Ольга Андреева,
преподаватель:

Нехорошо злорадствовать, но у меня радостные чувства по поводу того, что чиновники, виновные в гибели Сергея Магнитского, будут хоть так наказаны. Ведь то, что произошло с этим человеком в тюрьме, чудовищно. Не знаю уж, какими интересами руководствовались американцы, но пусть хоть их руками будут наказаны эти обнаглевшие преступники.

Опрос. Как россияне относятся к "закону Магнитского"?

16% – целиком положительно

23% – скорее положительно

14% – отрицательно

47% – затрудняюсь ответить

Опрос 1 600 россиян проведен 22–23 ноября 2012 года "Левада-центром".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость